Эволюционное учение. Его этапы развития с древнейших времен по настоящее время

Эволюционное учение. Его развитие с древнейших времен по настоящее время
Эволюция в биологии. История развития

Историческое развитие живой природы происходит по определенным законам и характеризуется совокупностью отдельных признаков. Успехи биологии в первой половине 19 века послужили предпосылкой создания новой науки – эволюционной биологии. Она сразу стала популярной. И доказала, что эволюция в биологии – это детерминированный и необратимый процесс развития как отдельных видов, так и целых их сообществ – популяций.

Синтетическая теория эволюции

Синтетическая теория эволюции создавалась на основе объединения в 20-х годах экологии, генетики и дарвинизма. Сегодня она считается наиболее целостной и разработанной довольно полно.

Эволюционное учение – сумма всех представлений о закономерностях, механизмах изменений, происходящих в органической природе. Согласно ему, все существующие в настоящее время виды организмов произошли от своих далеких «родственников» путем длительного изменения. Оно занимается анализом того, каким образом происходит развитие отдельных организмов (онтогенез), рассматривает пути развития целостных групп организмов (филогенез) и их адаптацию.

Эволюционное учениеЭволюционное учение своими корнями уходит в глубокую древность, где естествоиспытатели, философы Древней Греции и Рима (Аристотель, Демокрит, Анаксагор…) высказывали свои предположения о развитии и превращениях организмов. Однако данные выводы не опирались на научные знания и носили характер исключительно догадок. В среднее века в развитии данного учения был застой. Это было связано с господством религиозных догматов и схоластики. Так, в христианском мире продолжительное время лидировала креационистская точка зрения. Несмотря на это, некоторые ученые высказывали свое мнение о существовании чудовищ, подтверждением чего служили находки ископаемых останков.

В процессе накопления фактов в 18 веке появилось новое направление – трансформизм, в рамках которого изучалось изменяемость видов. Представителями учения были такие ученые как Ж. Бьюффони, Э. Дарвин, Э. Жоффруа Сент-Илерво. Их эволюционное учение в виде доказательств имело два факта: наличие переходных межвидовых форм, сходство строения животных и растений, находящихся в одной группе. Однако никто из этих деятелей не говорил о причинах происходящих изменений.

И только в 1809 году появилось эволюционное учение Ламарка, которое былоЭволюционное учение Ламарка отражено в книге «Философия зоологии». Здесь впервые был поставлен вопрос о причинах изменений в видах. Он считал, что из-за меняющейся окружающей среды меняются и сами виды. Более того, он ввел градации, т.е. переходы от низших форм к более высоким. Данное эволюционное развитие, согласно Ламарку, присуще всему живому и исходит из стремления к совершенству.

Наблюдения за миром природы привели его к двум основным положениям, которые нашли свое отражение в законе «неупражнения - упражнения». Согласно ему, органы развиваются по мере их использования, после чего происходило «наследование благоприятных свойств», т.е. благоприятные признаки передавались от поколения к поколению и в дальнейшем либо их развитие продолжалось, либо они исчезали. Однако труд Ламарка не был оценен по достоинству в научном мире, пока не вышла в свет книга Ч. Дарвина «О происхождении видов». Приведенные в ней аргументы в пользу эволюционного развития сделали ее очень популярной. Однако и данный ученый был сторонником наследуемости благоприобретенных признаков. Однако обнаруженные противоречия были столь серьезными, что способствовали возрождению ламаркизма как неоламаркизма.

Эволюционное развитиеУже спустя много времени исследования биологов привели к тому, что появилось синтетическое эволюционное учение. (СТЭ). Она не имеет четкой даты возникновения и определенного автора и представляет собой коллективный труд ученых. Несмотря на то, что авторы имели массу расхождений во взглядах, некоторые положения не вызывали сомнения: элементарная единица эволюции представлена локальной популяцией; материалом для эволюционного развития являются рекомбинационная и мутационная изменчивость; главной причиной для развития адаптаций является естественный отбор; нейтральные признаки формируются благодаря дрейфу генов и некоторые другие положения.

В настоящее время большое количество ученых используют понятие «современная эволюционная теория». Она не требует наличия одной концепции эволюции и вместе с тем главным ее достижением является тот факт, при котором сальтационные изменения чередуются с градуальными.

Эволюция в биологии. История развития
Вклад Дарвина в биологию кратко. Какой вклад в этапы развития ...
Сегодня мало кто станет отрицать огромный вклад Дарвина в биологию. Имя этого ученого знакомо каждому взрослому человеку. Многие из вас могут в двух словах сказать о том, в чем состоит вклад Дарвина в биологию. Однако подробно рассказать о созданной ...
Плюсы и минусы теории Ламарка об эволюции видов
Теория Жана Батиста Ламарка об эволюции видов была сформулирована ученым в самом начале XIX века. Свои взгляды по поводу совершенствования видов Ламарк изложил в труде "Философия зоологии", который так и не был признан современниками. Однако это была первая целостная эволюционная теория, и конечно у нее были свои достоинства и недостатки. Рассмотрим плюсы и минусы теории Ламарка, а также ее основные аспекты.
Плюсы и минусы теории Ламарка об эволюции видов
Предпосылки возникновения теории Дарвина. Теория происхождения видов
Теория Дарвина о эволюции и естественном отборе появилась не на пустом месте. Она возникла в том числе и благодаря многочисленным открытиям прежних лет.
Предпосылки возникновения теории Дарвина. Теория происхождения видов
Ученый Жорж Кювье: краткая биография, достижения, открытия и интересные факты
Жорж Кювье – великий ученый-зоолог, основатель сравнительной анатомии животных и палеонтологии. Этот человек поражает своим стремлением к изучению окружающего мира, и, несмотря на некоторые ошибочные взгляды, он внес свой немалый вклад в развитие науки.
Ученый Жорж Кювье: краткая биография, достижения, открытия и интересные факты
Элементарной единицей эволюционного процесса является...
Единицей эволюционного процесса является популяция. Характеристика популяции и вида как единиц эволюции. Основные положения эволюционного учения по Дарвину. История развития эволюционного учения.
Элементарной единицей эволюционного процесса является...