Рентгеноструктурный анализ - изучение структуры веществ

Рентгеновские лучи

Рентгеновские лучи были обнаружены В. К. Рентгеном в 1895 и названы Х-лучами. Было выявлено, что жесткие рентгеновские лучи способны проникать сквозь разные материалы, а также мягкие ткани человека. Последний факт быстро нашел применение в медицине.

Рентгенография - это метод исследования внутренней структуры объектов при помощи рентгеновских лучей. Отзывы, противопоказания

Практически каждый взрослый посещал рентген-кабинет, проходя профилактические осмотры. Рентгенография является важным диагностическим методом исследования и достаточно информативным.

Рентгеноструктурный анализ является методом исследования структурного строения веществ. В его основе лежит дифракция рентгеновского луча на специальных кристаллических трехмерных решетках. При исследовании используют волны, длина которых составляет примерно 1А, что соответствует размерам атома. Надо сказать, что рентгеноструктурный анализ вместе с нейтронно-и электронографией относится к дифракционным методам определения структуры исследуемого вещества.

рентгеноструктурный анализОн помогает исследовать атомное строение, пространственные группы элементарной ячейки, ее размер и форму, а также группу симметрии кристаллов. С помощью этой методики изучают металлы и их различные сплавы, органические и неорганические соединения, минералы, аморфные материалы, жидкости, а также газы. В некоторых случаях применяется рентгеноструктурный анализ белков, нуклеиновых кислот и других веществ.

Данный анализ помогает установить атомную структуру кристаллических материалов, которые имеют четко определенное строение и являются естественной дифракционной решеткой для рентгеновских лучей. Стоит отметить, что при исследовании других веществ рентгеноструктурный анализ требует наличия кристаллов, что является важной, но достаточно сложной задачей.

рентгеноструктурный анализ белковДифракцию рентгеновских лучей обнаружил Лауэ, теоретические основы разработаны Вульфом и Брэггом. Применять обнаруженные закономерности в роли анализа предложили Дебай и Шеррер. Надо сказать, что в настоящее время рентгеноструктурный анализ остается одним из распространенных методик определения структуры веществ, поскольку он прост в исполнении и не требует значительных материальных затрат.

Он позволяет исследовать различные классы веществ, а ценность полученной информации обусловливает внедрение все новых методик. Так, сперва начали изучать строение вещества при использовании функции межатомных векторов, позже были разработаны прямые методы определения кристаллической структуры. Стоит отметить, что первыми веществами, которые исследовались с помощью рентгеновских лучей, были хлориды натрия и калия.

физико химические свойства белковИзучение пространственного строения белков началось в 30-х годах прошлого века в Великобритании. Полученные данные дали начало молекулярной биологии, которая позволила выявить важные физико-химические свойства белков, а также создать первую модель ДНК.

С 50-х годов активно начали развиваться компьютерные методы сборки информации, которая была получена при рентгеновском структурном анализе.

На сегодняшний день используются синхротроны. Они являются монохромными источниками рентгеновского излучения, которые применяются для облучения кристаллов. Наиболее эффективными данные приборы оказываются при методе многоволновой аномальной дисперсии. Стоит отметить, что они применяются только в государственных научных центрах. В лабораториях используют менее мощную технику, которая служит только для проверки качества кристаллов, а также для получения грубого анализа веществ.

Рентгенография - это метод исследования внутренней структуры объектов ...
Источники рентгеновского излучения. Является ли рентгеновская трубка ...
На протяжении всей истории жизни на Земле организмы постоянно подвергались воздействию космических лучей и образованных ими в атмосфере радионуклидов, а также радиации повсеместно встречающихся в природе веществ. Современная жизнь подстроилась под ...
Флюорография чем отличается от рентгена: краткое описание процедур, ...
Флюорография как экспресс-метод обследования легких занял прочное место в отечественной медицине. Несмотря на его низкую диагностическую эффективность, он все же продолжает широко использоваться. Стоит ли делать рентген легких вместо флюорографии? ...
Узнаем как работают рентгеновские трубки?
Рентгеновские трубки являются преобразователями энергии. Они получают ее из сети и превращают в другие формы – проникающее излучение и тепло, при этом последнее является нежелательным побочным продуктом. Устройство рентгеновской трубки таково, что ...
Денситометрия - определение. Денситометрия костей и позвоночника: показания и цены
Сегодня при диагностике остеопороза наиболее популярным исследовательским методом стала денситометрия. Это исследование выполняется практически в каждом городе страны, в много- и узкопрофильных клиниках.
Ирригография кишечника: определение, как проводится, подготовка. Обследование кишечника
К рентгенологическим исследованиям пищеварительного тракта относится ирригография кишечника. Эта процедура проводится в стационарных условиях и требует специальной подготовки. С помощью ирригографии можно оценить физиологическое и функциональное состояние толстой кишки.
Маммография - это что за обследование? Как проводят маммографию?
Маммография – это обследование молочных желез с помощью маммографа (рентгеновского аппарата). Такая процедура – наиболее распространенный метод обследования груди.
Маммография - это что за обследование? Как проводят маммографию?