Палеонтологи определили самое раннее свидетельство Homo Sapiens в Европе

Согласно недавним раскопкам в пещере в Болгарии, Homo Sapiens «бродили» по Центральной Европе по меньшей мере 45 000 лет назад. Международная группа ученых обнаружила фрагменты зубов и костей, которые, по их мнению, принадлежали Homo Sapiens. Неподалеку исследователи также обнаружили орудия труда, похожие на те, которыми пользовались тысячи лет спустя наши близкие родственники — неандертальцы. Вместе взятые выводы группы, опубликованные на этой неделе в журналах Nature and Nature, Ecology and Evolution, помогают получить более четкое представление о том, как Homo Sapiens прибыл в Европу и взаимодействовал с местными неандертальцами.

Предыдущие исследования показали, что Homo Sapiens и неандертальцы встречались и даже взаимодействовали между собой. Новые результаты показывают, что неандертальцы также могли использовать артефакты, созданные их соседями Homo Sapiens. “Для нас очень важно изучить эти материалы и определить, кто на самом деле был ответственен за эти «технологии”, — сказала Шера Бейли, антрополог из Нью-Йоркского университета и соавтор одной из статей. “Мы знаем, что они обменивались генами, но разделяли ли они быт и культуру и были ли эти взаимодействия дружественными?»- говорит Бейли.

В настоящее время палеонтологи считают, что после того, как современные люди покинули Африку, они отправились в Евразию, что, вероятно, произошло чуть более 40 000 лет назад. Оказавшись там, они в конечном итоге «заменили» неандертальцев в этом регионе. Однако об этом переходе известно очень мало. До сих пор самые древние из известных европейских останков Homo sapiens были найдены в Румынии, в пещере Peştera cu Oase («пещера с костями»), и им было около 41 000 лет.

Останки, которые исследовали Бейли и ее коллеги, были найдены в пещере Бачо Киро, которая находится на северном склоне Балканского хребта. В 2015 году команда приступила к извлечению фрагментов зубов и костей из этого участка. Анализируя ДНК, сохранившиеся в окаменелостях, исследователи в конечном итоге определили кости как Homo Sapiens. Бейли и ее команда также изучили моляр на месте и определили, что зуб  также принадлежит Homo Sapiens. Затем исследователи рассчитали возраст останков на основе генетического материала и методом радиоуглеродного датирования, который показывает, как углерод распадается с течением времени в органическом материале. Эти два анализа датировали останки примерно от 46 000 до 44 000 лет, что делает их самым древним прямым свидетельством существования Homo Sapiens на континенте.

Рядом с человеческими останками лежали похожие на клинки орудия труда, сделанные из зубов медведя. Эти находки напоминают артефакты используемые неадертальцами, которые были найдены во французской пещере Грот-дю-Ренн и датируются более ранним периодом. ”Методы, которые они использовали, чтобы добыть или обработать материал, похожи на те, что делали неандертальцы в более поздние периоды», — говорит Бейли. «Это говорит о том, что вместо того, чтобы изобретать новые орудия труда, личные украшения, неандертальцы заимствовали их у Homo sapiens.»

Однако даже если бы Homo Sapiens был первым изобретателем этих современных украшений, это не означало бы, что неандертальцы просто их использовали. Существует все больше свидетельств того, что неандертальцы красили свои тела и использовали птичьи перья и когти для украшения, которые могли бы позволить им быстро определить, был ли приближающийся гоминин членом их группы или посторонним.

А копирование украшений или инструментов, используемых этими чужаками, само по себе было бы полезным умением. “Что важнее, быть изобретателем новатором, или для вас так же важно распознать что-то инновационное и то, что вы можете использовать, а затем адаптировать это к своей культуре? — говорит Бейли.