Атмосфера Венеры показывает потенциальные признаки жизни

изображение Венеры в искусственных цветах

На протяжении десятилетий Венера считалась жарким, зараженной радиацией, ядовитой планетой, на которой ничто не могло выжить. Но теперь, в неожиданном повороте, команда ученых говорит, что они нашли возможные признаки внеземной жизни в месте, на котором мало кто думал искать –  на высоте 30 миль в желтых туманных облаках планеты.

Международная группа исследователей, возможно, обнаружила следы фосфина, потенциального признака жизни на соседней планете. “Мы обнаружили фосфин на Венере с высокой степенью уверенности, что было очень неожиданно и очень интересно”, – сказала журналистам в понедельник на брифинге Джейн Гривз, профессор астрономии Кардиффского университета и ведущий автор исследования. “Это очень обнадеживает для гипотезы жизни, но в то же время мы очень осторожны.”

Используя телескоп Джеймса Клерка Максвелла на Гавайях и крупную миллиметровую решетку Атакамы в Чили, исследователи обнаружили спектральную сигнатуру – своего рода химический штрих-код, взятый из атмосферы Венеры путем считывания длин волн света, которые уникальны для фосфина. Они подсчитали, что облака Венеры содержат 20 частей на миллиард фосфина, по крайней мере в тысячу раз больше, чем мы находим на Земле. Исследование, опубликованное сегодня в журнале Nature Astronomy, имеет значение не только для Венеры, но и для поиска жизни за пределами нашей Солнечной системы.

Как говорит Гривз, фосфин является “злым родственником аммиака” в том смысле, что он очень похож по химическому составу. Но, добавляет она, фосфин – это биомаркер на Земле, найденный в самых грязных местах, таких как навозные кучи и болота. Он производится жизнью, но она настолько реактивна, что должна исчезнуть вскоре после того, как что-то ее создаст. Поэтому вы не ожидали бы увидеть его в большом количестве в чужой атмосфере, если бы жизнь не наполняла его постоянно.

Проще говоря, фосфин не должен присутствовать в атмосфере Венеры. Это чрезвычайно трудно сделать, и химический состав облаков Венеры должен разрушить молекулы. Исследователи изучили множество альтернативных источников того, что может производить газ-молнии, вулканы и даже метеориты. Однако они остановились на объяснении, основанном на том, что они знают о нашей собственной планете: на Земле, если газ не производится человеческими промышленными процессами, фосфин производится микроорганизмами.

Чтобы быть ясным, открытие не является надежным доказательством жизни на Венере, подчеркнула Гривз. Но природные источники фосфина производят только одну десятитысячную от фактически найденного количества. Присутствие газа может быть связано с какой-то еще неизвестной небиологической химией, происходящей там, но ученые не могут исключить возможность биологического объяснения. ”Очень трудно объяснить присутствие фосфина без жизни”, – говорит Гривз.

“Планеты могут производить фосфин посредством обычных геологических и атмосферных процессов. Известные процессы не работают на Венере, поэтому должен быть процесс, который мы еще не рассматривали”, – сказал Энди Скемер, доцент астрономии и астрофизики в Калифорнийском университете в Санта-Крусе, который не участвовал в новом исследовании. “Данные в новом исследовании выглядят солидными. Теперь нам придется потратить несколько лет на мозговой штурм, объясняя происхождение фосфина в атмосфере Венеры. Возможность того, что фосфин является признаком жизни на Венере, может быть рассмотрена, но будут и другие объяснения. ”

Выяснение того, является ли жизнь источником фосфина на Венере или же она произошла из какого-то другого источника, потребует больше данных и лучшего моделирования поведения планеты. Теперь Венера стала одним из ближайших мест во Вселенной, чтобы исследовать, существует ли жизнь за пределами нашей планеты. Увы, Венера крайне не изучена по сравнению с другими нашими звездными соседями. В настоящее время разрабатывается миссия по отправке зонда в атмосферу Венеры и изучению химического состава облаков фосфина.