Вода на Марсе: открытие трех погребенных озер заинтриговало ученых

Исследователи обнаружили группу озер, спрятанных под ледяной поверхностью красной планеты.

Два года назад планетологи сообщили об открытии Большого Соленого озера подо льдом на Южном полюсе Марса, открытие, которое было встречено с волнением и некоторым скептицизмом. Сейчас исследователи подтвердили наличие этого озера и обнаружили еще три.

Открытие, о котором сообщалось в журнале Nature Astronomy 28 сентября, было сделано с использованием радиолокационных данных с орбитального космического аппарата Европейского космического агентства Mars Express. Это следует за открытием одного подземного озера в том же регионе в 2018 году, которое, если подтвердится, станет первым жидким водоемом, когда-либо обнаруженным на Красной планете, и возможной средой обитания для жизни. Но этот вывод был основан всего на 29 наблюдениях, сделанных с 2012 по 2015 год, и многие исследователи заявили, что им нужно больше доказательств в поддержку этого утверждения. В последнем исследовании использовался более широкий набор данных из 134 наблюдений с 2012 по 2019 год.

“Мы идентифицировали один и тот же водоем, но также обнаружили три других водоема вокруг главного”, – говорит планетолог Елена Петтинелли из Римского университета, которая является одним из соавторов статьи.

Антенны радара MARSIS (горизонтальная линия) в сравнении с космическим аппаратом. Для масштаба показан профиль человека

Команда использовала радиолокационный прибор Mars Express под названием Mars Advanced Radar for Subsurface and Ionosphere Sounding (MARSIS) для исследования южной полярной области планеты. Марсис излучает радиоволны, которые отражаются от слоев материала на поверхности и под землей. То, как сигнал отражается назад, указывает на тип материала, который присутствует в определенном месте – например, камень, лед или вода. Аналогичный метод используется для выявления подземных ледниковых озер на земле. Команда обнаружила несколько сильно отражающих областей, которые, по их словам, указывают на жидкие водоемы, захваченные более чем одним километром марсианского льда.

Озера расположены на площади около 75 000 квадратных километров, что составляет примерно пятую часть территории Германии. Самое большое центральное озеро имеет ширину 30 километров и окружено тремя меньшими озерами, каждое шириной в несколько километров.

Соленое озеро

На поверхности Марса низкое давление, вызванное отсутствием прочной атмосферы на планете, делает невозможным использование жидкой воды. Но ученые уже давно считают, что под поверхностью Марса может быть вода, возможно, остаток того времени, когда на планете когда-то были моря и озера миллиарды лет назад. Если такие водоемы существуют, они могут стать потенциальной средой обитания для марсианской жизни. На Земле жизнь может выжить в подледных озерах в таких местах, как Антарктида.

Но количество соли может вызвать проблемы. Считается, что любые подземные озера на Марсе должны иметь достаточно высокое содержание соли, чтобы вода оставалась жидкой. Хотя внутри Марса может быть небольшое количество тепла так глубоко под поверхностью, одного этого будет недостаточно, чтобы растопить лед в воду. “Термически она должна быть соленой”, – говорит Петтинелли.

Озера с содержанием соли, которое примерно в 5 раз превышает содержание морской воды, могут поддерживать жизнь, но по мере того, как концентрация приближается к 20-кратной концентрации морской воды, жизнь больше не присутствует, говорит Джон Приску, ученый-эколог из Университета штата Монтана в Бозмене.

“В этих соляных бассейнах Антарктиды мало активной жизни”, – говорит Приску, чья группа изучает микробиологию в ледяной среде. – Они просто маринованные. И это может быть так и на Марсе.

Бурная дискуссия

Кроме того, до сих пор обсуждается вопрос о существовании самих марсианских озер. С момента открытия в 2018 году исследователи выразили озабоченность, например, отсутствием подходящего источника тепла для превращения льда в воду. Хотя последний результат подтверждает наблюдение 2018 года и включает в себя гораздо больше данных, не все убеждены, что выявленные регионы представляют собой жидкую воду.

“Действительно ли, всё это представляет собой жидкую воду? Я думаю, что это, скорее всего, какая-то слякоть или ил”, – говорит Майк Сори, планетарный геофизик из Университета Пердью в Западном Лафайете, штат Индиана.

Джек Холт, планетолог из Аризонского университета в Тусоне, говорит, что, хотя он и верит в правильность последних открытий, он не уверен в их интерпретации. “Я не думаю, что здесь есть озера”, – говорит Холт, который является частью научной команды для зонда Shallow Water Radar to Mars (SHARAD) на орбитальном аппарате НАСА Mars Reconnaissance Orbiter. – Здесь недостаточно тепла, чтобы удержать жидкость, даже под ледяной шапкой.”

Тяньвэнь-1

Макет марсохода на 69-м Международном конгрессе астронавтики (1–5 октября 2018 г.)

Китайская миссия, которая находится на пути к Марсу, может предложить один из способов проверить эти утверждения. Миссия “Тяньвэнь-1″ выйдет на орбиту в феврале 2021 года, и, помимо запуска марсохода на поверхность, орбитальный аппарат будет нести набор научных приборов. К ним относится радиолокационное оборудование, которое может быть использовано для таких наблюдений. “Его возможности аналогичны возможностям MARSIS и SHARAD”, – говорит Дэвид Фланнери из Квинслендского технологического университета в Брисбене, Австралия.

До сих пор перспектива того, что эти озера являются остатками влажного прошлого Марса, остается захватывающей. “На Марсе может быть много воды, – говорит Петтинелли. – А если там была вода, то была и возможность жизни.”