Миссия НАСА – собрать богатую углеродом пыль из бывшего водного мира

Миссия НАСА собирается собрать богатую углеродом пыль из бывшего водного мира

OSIRIS-REx разведал свободную от валунов целевую зону во время генеральной репетиции отбора проб на астеройде Бенну

Исследовательский аппарат Осирис-Рекс готов взять образцы грунта 20 октября, после долгих лет терпеливого изучения своей таинственной цели, космический аппарат НАСА стоимостью 800 миллионов долларов наконец-то вытянет свою роботизированную руку, стремясь к поверхности околоземного астероида Бенну и соберет пыль и гальку. Встреча в 334 миллионах километров от Земли продлится около 10 секунд. В случае успеха Осирис-Рекс соберет до 1 килограмма богатого углеродом материала сохранившемся там от момента зарождения Солнечной системы. Возвращение на Землю запланировано на 2023 году.

С момента появления OSIRIS-REx (сокращение от Origins, Spectral Interpretation, Resource Identification, Security, Regolith Explorer) в 2018 году на орбите Бенну возникли сюрпризы, и не все из них приветствуются. Астероид шириной 500 метров не был гладким, как ожидалось, но был усеян более чем 200 большими валунами, которые могли нарушить маневр отбора проб. И время от времени астероид выбрасывал камешки размером с монету, вероятно, вызванные метеоритными ударами или солнечным нагревом. В частности, из-за наличия валунов команда нацеливается на площадь всего 16 метров для отбора проб, что в 10 раз меньше, чем планировалось. “Бенну не облегчил нам задачу”, – говорит Майк Моро, заместитель руководителя проекта в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА.

Астероид Бенну

Несмотря на логистические трудности, валуны занимают призовое место: жилы карбонатных минералов толще ваших рук, говорится в одном из шести исследований, опубликованных сегодня в журнале Science and Science Advances. Минералы, которые выпадают в осадок из горячей воды, были идентифицированы на основе данных, собранных во время близкого облета светлых валунов вблизи целевого объекта под названием Соловей. Исследователи полагают, что “вены” выросли в каналах жидкости, циркулирующей под поверхностью астеройда Бенну, более крупном планетезимали, который, как полагают, сформировался за пределами орбиты Юпитера вскоре после возникновения Солнечной системы 4,56 миллиарда лет назад, прежде чем последний миллиард лет он был разбит на куски в поясе астероидов. Тепло от распада радиоактивных элементов внутри него, по-видимому, смешалось, и присутствие такого большого количества карбонатов “предполагает крупномасштабный поток жидкости, возможно, по всей структурной внутренней поверхности астероида”, – говорит Ханна Каплан, планетолог Годдарда, которая руководила исследованием работы.

Этот древний водный мир согласуется с идеей, что объекты, подобные Бенну, несли большую часть земной воды, когда они столкнулись с планетой миллиарды лет назад, говорит Данте Лоретта, главный исследователь миссии и планетолог из Университета Аризоны. Жилы также предполагают, что водные объекты, такие как Бенну, были котлом для органической химии, которая производила аминокислоты и другие необычные пребиотические соединения, найденные в богатых углеродом метеоритах.

Осирис-Рекс не будет контактировать с карбонатными жилами напрямую: камера на конце его роботизированной руки предназначена для всасывания астероидного грунта небольшого размера. Однако это нормально, потому что мелкие камешки, разбросанные по поверхности, также содержат следы карбонатов и других органических молекул. “Это дает мне надежду, что моя мечта сбудется”, – говорит Лоретта. – Я хочу вернуть то, чего мы никогда раньше не видели.”

Команда выбрала подходящее место из-за обилия гальки и того факта, что это место выглядит относительно “молодым”, вероятно, потому, что удар обнажил его в недавнее геологическое время, оставив в значительной степени неизменным из-за бомбардировки космическими лучами. Но провести космический аппарат размером с фургон к безопасной посадке все равно будет сложно; место окружено скалами размером со здание, включая одну под названием Гора судьбы, и небольшими валунами повсюду. Наблюдения показывают, что многие из этих валунов пористые и крошатся при прикосновении. Но команда не хочет рисковать: используя свои камеры для навигации, космический аппарат автоматически прервет сближение на высоте 5 метров, если место покажется опасным.

OSIRIS-REx

Миссия OSIRIS-REx

Вся 4,5 – часовая попытка отбора проб должна быть автономной. В настоящее время Бенну находится в пять раз дальше от Земли, чем Марс, и радиосигналы достигают его за 18 минут. После маневров подруливающего устройства он достиг точки соприкосновения с Бенну, потоки азота должны были толкать пыль и гальку в пончикообразный коллектор на конце манипулятора. Пройдет несколько дней, прежде чем НАСА сможет судить о том, сколько было собрано образцов на основе изображений целевого объекта и головки отбора проб, а также изменений в способе вращения космического аппарата. К концу месяца команда решит, стоит ли делать вторую попытку в январе 2021 года. В любом случае, космический аппарат покинет Бенну в следующем году и вернется на Землю в сентябре 2023 года. Капсула с образцом приземлится на парашюте в пустыне Юты.