Как сельское хозяйство породило одну из самых загадочных языковых семей в мире

Фермер собрал просо

Фермеры собрали просо в деревне Юнхэ в городе Вуань на севере Китая.

Крошечное зернышко проса могло дать начало одной из самых загадочных и распространенных языковых семей на Земле, согласно крупнейшему исследованию лингвистических, археологических и генетических данных примерно из дюжины стран Азии. Трансевразийские языки, иногда называемые алтайскими, включают языки Сибири, Монголии, Центральной Азии и, возможно, Японии и Корейского полуострова. Новое исследование предполагает, что языковая семья возникла на северо-востоке Китая 9000 лет назад, расширяясь с распространением сельского хозяйства.

“Это убедительно”, — говорит Питер Беллвуд, археолог из Австралийского национального университета, который не принимал участия в этой работе. Языки не исчезают сами по себе, они расширяются, потому что люди, говорящие на этих языках, распространяются. Сельское хозяйство является основной причиной этого расширения, — добавляет он.

Происхождение так называемых трансевразийских языков, в целом около 80, горячо обсуждается. Некоторые лингвисты считают, что они пришли из одного и того же источника, но другие говорят, что обширные заимствования между древними языками объясняют, почему определенные звуки, термины и грамматические особенности являются общими для многих языков, от турецкого до тунгусского. Некоторые исследователи предположили, что семья возникла около 5000 лет назад от кочевых пастухов в Центральной Азии.

Мартина Роббитс, археолог-лингвист из Института истории человечества Макса Планка, долгое время считала, что трансевразийские языки принадлежат к одной семье. Чтобы привнести новые доказательства в дискуссию, она объединилась с лингвистами, археологами и генетиками из Китая, Японии, России и Южной Кореи, чтобы построить обширное лингвистическое генеалогическое древо языков по всей Евразии. Они сосредоточились на словарях, которые Роббитс называет “бескультурными”, включая слова для таких базовых вещей, как “поле”, “свинья” и “дом”.

Команда использовала сходство между такими базовыми терминами и известными историческими изменениями в звучании, чтобы реконструировать древний язык, прототрансевразийский. Их генеалогическое древо, насчитывающее около 9200 лет, предполагает общее происхождение десятков слов, связанных с выращиванием и сбором урожая зерна, известного как просо. “Это говорит нам о том, что носители прототрансевразийского языка были фермерами, вероятно, сосредоточенными на просе”, — говорит Роббитс.

Затем археологи изучили данные с 255 памятников в Центральной и Восточной Азии, датируемых примерно 8500-2000 годами назад. Предыдущие исследования показали, что полностью одомашненное просо возникло в долине Ляо в Китае по меньшей мере 6000 лет назад. Исследователи проследили, как сходства между соседними участками в стилях керамики, стилях погребения и использовании одних и тех же одомашненных растений со временем сгруппировались вместе. Ученые следили за распространением этих «культурных пакетов», когда они распространялись вдоль русла реки Ляо и со временем расходились и смешивались с другими культурами. Это распространение примерно соответствовало распространению предполагаемого прототрансевразийского языка.

Наконец, генетики проанализировали ДНК 23-х человек, живших от 300 до 9000 лет назад на территории нынешней Сибири, Монголии, Китая, Южной Кореи, Японии и Тайваня. Они использовали компьютерные алгоритмы, чтобы предсказать, как эти люди были связаны друг с другом и с 2000-ю современными людьми, чьи геномы были загружены в генетические базы данных. Взятые вместе, три цепочки свидетельств указывают на общего предка современных носителей японского, корейского, тунгусского, монгольского и тюркского языков — фермеров, живших в долине Ляо около 9000 лет назад, исходя из публикации исследования в журнале Nature.

Со временем древние земледельцы стали лучше выращивать просо, их население увеличилось, а их язык распространился по всему миру, согласно Роббитсу. В конце концов, их население разделилось и слилось с другими группами по всей Евразии, развивая разные языки и культуры, но сохраняя все еще узнаваемую языковую базу.

Мелинда Янг, генетик Ричмондского университета, изучающая генетическую историю древних популяций в Восточной Азии, говорит, что ей нужна дополнительная информация о том, как исследователи вычислили взаимосвязь между древними людьми, образцы ДНК которых они взяли. Тем не менее, она впечатлена огромным количеством данных, которые команда обобщила в новой статье, и говорит, что они, по-видимому, в значительной степени согласуются с существующими данными лингвистики, археологии и древней ДНК. Она в целом согласна с выводами, описанными в исследовании. В то же время, добавляет она, сам масштаб статьи означает, что исследователям потребуется время, чтобы осмыслить полученные результаты. Это не то, что вы можете прочитать за час и полностью понять.

Майкл ПрайсМайкл Прайс

Майкл — научный журналист из Сан-Диего, Калифорния.

Ссылка на исследование