ДНК со средневекового немецкого кладбища открывает знания об истории современного еврейского населения

Эндрю Карри — журналист из Берлина
6 декабря · 10 минут чтения

В марте 1349 года в результате погрома произошло массовое уничтожение общины Эрфурта. Архиепископ Майнца, в свое время, разрешивший евреям жить и работать в средневековом немецком городе, судил зачинщиков погрома, местных купцов и членов городского совета, которые задолжали еврейским ростовщикам. Одного казнили, остальных сослали. Тем временем христианское население города было вынуждено возмещать убытки.

Пять лет спустя здесь появилась новая еврейская община. В городе строились новые дома и синагоги с целью привлечь в Эрфурт как можно больше евреев со всей Европы.

В течение 100 лет евреи Эрфурта процветали. Они принимали омовение в микве на берегу реки Гера и хоронили умерших на кладбище сразу за городскими стенами. Но в 1454 году городской совет вынудил еврейское население Эрфурта покинуть город. После на вершине еврейского кладбища построили зернохранилище, уничтожив сотни еврейских могил.

Не так давно бывшее кладбище, площадью 192 квадратных метра, было отведено под строительный муниципальный объект. Не дожидаясь начала стройки группа археологов во главе с Карин Счех, при участии местной еврейской общины, начали здесь свои раскопки. Они задались целью перезахоронить любые найденные человеческие останки.

В нескольких метрах под землей 500-летнего зернохранилища, команда обнаружила останки более 60 человек, почти все были ориентированы ногами на восток — в сторону Иерусалима. Их скелеты вполне хорошо сохранились и в прошлом году были перезахоронены на соседнее кладбище. Прежде чем это произошло, ученые исследовали ДНК останков. В ходе работы было установлено происхождение ашкеназов — основного еврейского населения, появившегося в Германии в средние века.

Бывший амбар на месте старого еврейского кладбища в Эрфурте

Позднее ашкеназы распространились по всей Центральной и Восточной Европе. Совместно с исследованием меньшего масштаба, опубликованным в сентябре, где изучались ДНК шестерых человек средневековья, обнаруженных в Норвиче, Англия, анализ в Эрфурте дает ключ к пониманию того, откуда ашкенази пришли столетия назад и что произошло на их пути. Сегодня еврейское население ашкенази насчитывает более 10 миллионов человек, разбросанных по всему миру.

подъездной шпиндель многоэтажной автостоянки здания бывшего зернохранилища на месте старого еврейского кладбища в Эрфурте

В течение 500 лет зернохранилище стояло на вершине старого еврейского кладбища в Эрфурте, Германия (изображение выше). Когда зернохранилище приспособили под автопарковку, часть кладбища пришлось раскопать, чтобы освободить место для подъездного пандуса. Фото: Стефани Лоос

Эрфуртское исследование является первым крупным исследованием средневекового еврейского населения с генетической точки зрения. «Совокупность генетических свидетельств может рассказать нам гораздо больше, чем одна лишь история», — говорит Элишева Баумгартен, историк из Еврейского университета в Иерусалиме.

Находки археологов

Археологи обнаружили свидетельства о существовании еврейских общин в германских провинциях Римской империи еще в 300-х годах нашей эры, особенно в месте, где располагается современный Кельн. В средневековый период три немецких города — Вормс, Майнц и Шпейер были известны как колыбель ашкеназской культуры, а записи о еврейской жизни восходят примерно к 900 г. н.э.

Но период между этими вехами во многом остается загадкой. Были ли евреи Эрфурта и других средневековых городов стойкими пережитками римской эпохи? Или они были потомками более поздних первопроходцев, пересекших Альпы около 800 г. н.э. и основавших общины вдоль Рейна, недалеко от современного Франкфурта? «Евреи-ашкенази появляются в Рейнской области как мигранты, если они пришли откуда-то еще, то откуда?» — задается вопросом Леонард Рутгерс, историк из Утрехтского университета.

Чтобы выяснить это, генетики попытались работать в обратном направлении от современной ДНК. Сегодняшние ашкеназские популяции имеют высокий уровень некоторых генетических заболеваний, многие люди несут идентичные мутации, а это увеличивает риск для их потомства. Подобные мутации, наряду с другими общими последовательностями ДНК, являются ключом к разгадке узкого места ранней популяции, которое резко сократило генетическое разнообразие евреев. «Будь то из Израиля или Нью-Йорка, нынешнее население ашкеназов генетически однородно», — говорит генетик Еврейского университета Шай Карми.

Человеческий зуб, обнаруженный на средневековом кладбище в 2013 году в Эрфурте, Германия.

Ортодоксальный раввин одобрил планы взять образцы зубов, но не костей, из еврейских могил.

Некоторые ультраортодоксальные общины ашкенази сегодня регулярно проводят тесты на генетическую совместимость во время сватовства, чтобы ограничить риски унаследования их детей генетических заболеваний. Несмотря на то, что современные геномы ашкенази были тщательно изучены, они не могут дать четкой картины событий 1000 или более лет назад.

В 2017 году Карми встретился с генетиком из Гарвардского университета Дэвидом Райхом. Райх — эксперт по древней ДНК, его исследования в прошлом подвергались критике за то, что они недостаточно осмысленно рассматривали проблемы местных сообществ. Райх призвал Карми заняться этичным сбором образцов древней ДНК. Несмотря на то, что Райх по происхождению еврей, благодаря общению с Карми он согласился изучать генетику ашкеназов. «Трудно изучать собственное сообщество», — говорит он.

С первой встречи Карми ушел с пессимистичным настроением по поводу изучения ДНК древних евреев. «Я думал, что это невозможно, так как у нас нет разрешения на пробу», — говорит он. Поиск древней ДНК для анализа означал бы измельчение крошечных кусочков кости для секвенирования. Деструктивный отбор проб также потребуется для радиоуглеродного датирования. «В иудаизме есть жесткое правило — не тревожить мертвых», — говорит Александр Нахама, главный раввин еврейской общины Тюрингии, глава современной еврейской общины в Эрфурте.

Карми связался с историками и археологами в Европе, с целью узнать, существуют ли подходящие образцы. Историки думали, что я сошел с ума, — говорит Карми. В конце концов, Карми удалось получить разрешение раввина на измерение костей с эрфуртского кладбища для определения пола и возраста на момент смерти с помощью методов, не повреждающих скелетный материал.

Карми также связался с ортодоксальным раввином в Израиле. Изучив многовековые толкования еврейского закона и выслушав научное объяснение Карми, раввин предложил обходной путь — зубы. Поскольку они выпадают естественным образом («Они как листья дерева», — говорит Райх), раввин пришел к выводу, что случайные зубы не являются такой же частью тела, как череп или ребро. Если исследователи обнаруживали шатающиеся зубы, например, в ходе спасательных раскопок, то могли взять их на пробу, не нарушая еврейских верований.

Средневековый центр страны

Карта Эрфурта

Еврейское население ашкенази в средневековой Европе было сосредоточено в центральной Германии, в Эрфурте община попеременно процветала и подвергалась преследованиям. В период затишья в конце 14 века еврейские дома и религиозные центры занимали центр города, а на кладбище прямо за его стенами были обнаружены останки, которые теперь дают ключ к пониманию ашкеназского происхождения.

Имея на руках раввинское постановление, Карми обратился к еврейским властям Германии, в том числе к главному раввину Эрфурта. Они колебались. «Они не хотели быть первыми, кто разрешит исследование древней ДНК, тем самым нарушив установленные постановления», — говорит Карми. Аргументация израильского раввина в конечном итоге победила еврейскую общину Эрфурта, и Карми смог взять образцы выпавших зубов 38 человек, прежде чем их тела были перезахоронены на церемонии 2021 года.

Это решение представляет собой религиозно приемлемый способ применения научных методов для определения возраста еврейских останков и изучения их происхождения и питания. Карми убежден, что это разрешение может применяться и к анализу ДНК массовых захоронений времен Второй мировой войны. «Использование зубов кажется мне отличным компромиссом. Я надеюсь, что результаты этого первого исследования покажут, что именно поставлено на карту», — говорит Пьер Бланшар, археолог, работающий во французском Национальном институте профилактических археологических исследований.

Результаты ДНК

Никаких обсуждений религиозной этики не предшествовало исследованию в Норвиче. Только после первоначального анализа в 2011 году исследователи поняли, что 17 человек, останки которых были обнаружены во время строительных работ, могли быть евреями, убитыми во время погрома. Присутствие последовательностей ДНК, обнаруженных у евреев-ашкенази, было одним из ключей к разгадке. «Когда мы впервые протестировали ДНК, мы поняли, что эти люди, вероятно, имели еврейское происхождение», — говорит Ян Барнс, генетик-эволюционист из Лондонского музея естественной истории, который работал над исследованием.

Кости были перезахоронены в 2013 году в ходе многоконфессиональной церемонии. Пять лет спустя местная еврейская община попросила перевести их в более тихое место. Прежде чем они были перезахоронены во второй раз, авторы получили разрешение на повторный анализ. На этот раз полученный результат окончательно утвердил их связь с современными ашкеназскими популяциями. Между тем последующее радиоуглеродное датирование показало, что костям около 800 лет, то есть они относятся примерно к тому же времени, что и резня евреев города в 1190 году, которая произошла накануне Первого крестового похода. «В ту минуту, когда вы получаете даты, кажется разумным, что это может быть одно антисемитское событие», — говорит Барнс.

Результаты ДНК из Норвича и Эрфурта подтверждают, что современные ашкенази произошли от небольшой популяции-основателя. Некоторые исследователи, основываясь на современной еврейской ДНК, предположили, что группа основателей возникла в результате кризиса населения в 13 и 14 веках, когда религиозный пыл крестовых походов и ложные обвинения в том, что евреи распространяют Черную смерть, спровоцировали жестокие погромы. Но последние исследования говорят о другом.

Ранней весной 2013 года часть средневекового кладбища пришлось раскопать из-за строительства парковки.

Частичные раскопки эрфуртского кладбища в 2013 году выявили десятки старых захоронений.

Болезненные мутации и длинные участки идентичного генетического кода в средневековой ДНК подразумевают, что это произошло гораздо раньше. Один тип митохондриальной ДНК, переданный по материнской линии, был идентичен у трети людей на раскопанном участке, что свидетельствует о том, что все они произошли от одной женщины, которая, вероятно, жила на 500–1000 лет раньше.

У жителей Норвича, среди которых, как показывает ДНК, были три сестры и мальчик с рыжими волосами и голубыми глазами, генетики обнаружили те же болезни, что и в современных ашкеназских популяциях, примерно с той же частотой. «Это говорит о том, что это произошло до того, как эти люди умерли в 1190 году», — говорит Барнс.

В то же время небольшие различия между десятками эрфуртских геномов свидетельствовуют о том, что средневековые ашкеназские сообщества не были полностью однородными. В городских архивах Майке Ламмерхирт из Эрфуртского университета нашла ключи к разгадке этого разнообразия в налоговых и имущественных записях. Некоторые из имен еврейских жителей 14-го века — Салман из Вюрцбурга, Авраам из Ротенбурга — предполагают семейные корни в Баварии, к югу и западу от Эрфурта. Другие известные эрфуртские евреи, такие как Барух из Пльзеня или Яков из Богемии, по-видимому, проследили свою родословную далеко на восток, вплоть до Калининграда.

Это смешение востока и запада «именно то, что мы получаем из генетических результатов», — говорит Счех. После первоначального разветвления от единственной небольшой популяции-основателя в небольшие сообщества по всей Европе, включая средневековую Великобританию, средневековые ашкенази, по-видимому, снова смешались вместе в таких местах, как Эрфурт поколениями позже.

Археолог Карин Шех

Археолог Карин Шех работает над сохранением средневекового еврейского наследия Эрфурта.

Сравнив эрфуртские геномы с современными и древними данными ДНК разных популяций, исследователи смогли заглянуть еще дальше, к происхождению этих разрозненных европейских сообществ. Ашкенази около 1350 года имели смешанное происхождение, напоминающее современное население южной Италии с примесью компонентов, найденных в современной Восточной Европе и на Ближнем Востоке. «Это соответствует историческим данным», — говорит Кришна Вирама, генетик из Университета Стоуни-Брук.

Одна традиционная легенда об ашкеназских корнях, возможно, недалека от истины. Легенда гласит, что небольшая группа евреев прибыли в Германию около 800 г. н.э., пересекли Альпы по приглашению Карла Великого — первого императора Священной Римской империи, и поселились в Рейнской области.

Результаты исследований открывают окно в средневековую еврейскую культуру. Хотя генетические вариации показывают, что послепогромное сообщество собрало своих членов со всей Европы, все их захоронения отражают общие традиции. «Все они считались евреями-ашкенази», — говорит Карми.

Генетическое сходство между эрфуртской общиной и современными ашкеназами 600 лет спустя также показательно. «Эти люди жили около 25 поколений назад. Если бы среди 500 браков между ашкеназами, был бы хотя бы один смешанный с чужеземцем, это сместило бы родословную ашкенази на величину, которую мы могли бы обнаружить, но этого не произошло», — заверяет Карми.

Надгробия со средневекового кладбища выставлены в Эрфурте, Германия.

Средневековые еврейские надгробия в выставочном зале в подвале так называемого Штайнхауса на Бенедиктплац.

Центральное положение еврейской общины в средневековой европейской жизни делает ее генетическую изоляцию еще более примечательной. Роль евреев как банкиров, ремесленников, торговцев и ростовщиков заставляла их постоянно контактировать со своими соседями-христианами. В Эрфурте, как и во многих средневековых городах, синагоги, миквы и еврейские дома находились в самом центре города, рядом с ратушей и на пересечении двух основных дорог. Архивные записи показывают, что евреи и христиане вместе занимались бизнесом, христиане кормили еврейских детей. «Евреи и христиане постоянно взаимодействовали. Но похоже, что у них не было совместных детей», — говорит Баумгартен.

Фрагмент надгробия, найденный во дворе Старой синагоги, которая в настоящее время является музеем в Эрфурте.

Надпись увековечивает память Нафанаила, сына Иосифа, умершего 1 апреля 1334 г.

Сегодня евреи Эрфрута продолжают прилагать усилия, чтобы эрфуртские синагоги и миквы стали всемирным наследием ЮНЕСКО.

Теперь их геномы оказываются центральными в истории всех ашкеназов, включая их формирование, узкое место, которое так драматично отразилось на ДНК миллионов людей, живущих сегодня. Хотя эти новые исследования помогают определить время его появления, никто не знает, что его вызвало. Проблемные периоды напоминают катастрофы, такие как массовые убийства или дискриминация, которая не позволяет людям вступать в брак за пределами своего сообщества. «Справедливо сказать, что еврейская история — это одна большая череда проблем», — говорит Рутгерс.

Но Райху данные из Эрфурта предлагают более яркую возможность: задолго до того, как эрфуртские евреи были похоронены, где-то в Европе процветало несколько десятков людей, передавших свои гены и культуру миллионам людей, живущих сегодня, несмотря на историю жестоких преследований. «Возможно, это наследие маленького городка с традицией очень больших семей или, может быть, нескольких городов с очень сильными событиями основателей», — говорит Райх. «Проблемы часто воспринимаются как кризис, но иногда они способствуют развитию невероятного успеха».

Список литературы