Ученые обнаружили большое количество комаров с мутацией, устойчивой к инсектицидам

Джулия Джейкобо — журналист
22 декабря 2022 г. · 4 минуты чтения
Ученые сделали вывод, что организм комаров в Камбодже и Вьетнаме мутирует под действием инсектицидов, что делает их устойчивыми к применяемым веществам.
Комар на пальце
Новое исследование показывает нам, что усилия по борьбе с комарами должны быть такими же адаптивными, как и сами насекомые.

Один из самых назойливых вредителей на планете оказался хитрее, чем мы могли предположить. Результаты исследований показали, что в ответ на попытку людей избавиться от назойливых насекомых, комарам удалось выработать иммунитет, чтобы противостоять инсектицидам, к слову, сделали они это достаточно быстро.

Исследование двух видов комаров: Aedes aegypti и Culex quinquefasciatus показало, что самки научились избегать пестицидов после однократного несмертельного воздействия.

Исследователи из Национального института инфекционных заболеваний Японии изучили комаров в районах Вьетнама и Камбоджи — местах, где распространена лихорадка денге. Они обнаружили, что комары мутировали, сейчас они обладают высокой устойчивостью к обычным инсектицидам. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале Science Advances 21 декабря 2022 года.

Согласно результатам исследований, одна из наиболее тревожных мутаций наблюдается примерно у 78% Aedes aegypti — одного из самых известных комаров-переносчиков лихорадки денге, желтой лихорадки и вируса Зика.

Ученые полагают, что развитие устойчивости к пиретроидам зачастую происходит при появлении мутаций в гене Vgsc, который кодирует молекулярную мишень пиретроидов. Исследователи обнаружили 10 новых подштаммов Aedes aegypti
и заметили, что одна мутация Vgsc, известная как L982W, наделила комаров высокой устойчивостью к пиретроидному инсектициду перметрину.

Мутация появлялась с частотой более 79% у вьетнамских комаров, а у комаров из Камбоджи наблюдались комбинации L982W и других мутаций Vgsc, демонстрирующие «экстремальные» уровни устойчивости к пиретроидам.

Мутация L982W не была обнаружена за пределами Вьетнама и Камбоджи, но исследователи убеждены, что она медленно, но верно может распространиться и в другие части Азии.

По словам ученых, результаты могут представлять серьезную угрозу для программ по контролю и ликвидации инфекционных заболеваний, поскольку мутация является одной из самых высоких резистентностей к инсектицидам, наблюдаемых в популяции комаров.

Многие инициативы в области здравоохранения полагаются на пиретроиды и другие инсектициды для борьбы с инфекциями, переносимыми комарами. «Важно знать, что инсектициды, которые мы обычно используем, могут быть неэффективны против комаров», — сказал Синдзи Касаи, автор исследования и старший научный сотрудник отдела медицинской энтомологии NIID.

Касаи считает, что сейчас важно отслеживать эти мутантные аллели, особенно в Юго-Восточной Азии, и начинать принимать соответствующие контрмеры, прежде чем они успеют распространиться по всему миру. «Иногда может быть эффективна ротация разных групп инсектицидов. Сотрудники здравоохранения должны выбрать самые подходящие и эффективные инсектициды для борьбы с комарами», — добавляет Касаи.