Палеонтологи нашли в желудке у микрораптора окаменевшую ногу млекопитающего

Taylor & Francis
28 декабря 2022 г. · 3 минуты чтения
Ученые обнаружили в желудке маленького четырехкрылого динозавра следы его последней трапезы. По словам палеонтологов, это первое существенное доказательство того, что динозавры питались млекопитающими.
Иллюстрация микрораптора
В кишечнике у микрораптора были найдены останки птиц, рыб и ящериц, что явно свидетельствует о пристрастиях дромеозавридов к белку.

Артефакты микрораптора были найдены на территории современного северо-восточного Китая. Богатый окаменелостями регион, под названием Биота Джехол — превосходное место для палеонтологов, неравнодушных к анатомии динозавров и экологическим нишам животных.

«Эта находка открыто свидетельствует о диете этого маленького пернатого динозавра», — заявил в электронном письме Gizmodo Ганс Ларссон, палеонтолог из Университета Макгилла и ведущий автор исследования. Результаты исследований окаменелостей микрораптора были опубликованы в Журнале палеонтологии позвоночных (Journal of Vertebrate Paleontology) на прошлой неделе.

Маленький четырехкрылый динозавр был обитателем раннего мелового периода

Предположительно, микрораптор предпочитал передвигаться по веткам деревьев, нежели ходить по земле. Недавно изученный палеонтологами образец, вероятно, был первым представителем своего вида. Впервые, его обнаружили в 2000 году, а анализ 2023 года позволил разглядеть внутри кишечника микрораптора ногу млекопитающего. Вероятно, смерть пернатого наступила раньше, чем он смог переварить свой обед.

Стопа млекопитающего (в центре) в ископаемых окаменелостях микрораптора.

Обратите внимание, в центре снимка запечатлена стопа млекопитающего, найденная в кишечнике четырехкрылого динозавра. Палеонтологам не удалось установить каким конкретным видом млекопитающих успел полакомиться микрораптор до своей смерти, но находка, определенно, помогла им понять его экологическую нишу.

По словам Стефани Драмхеллер-Хортон, палеонтолога из Университета Теннесси в Ноксвилле, – «это величайшая удача обнаружить что-то в содержимом кишечника микрораптора». Таким образом, можно предугадать предпочитаемую диету четырехкрылого динозавра. Но в тоже время, «последняя трапеза» может быть лишь «разовой акцией» микрораптора, и вовсе не входить в его повседневный рацион.

Все авторы единогласны, в том, что этот маленький теропод не был особенно привередлив в еде, и не гнушался самыми распространенными в той среде мелкими млекопитающими.

Стопа млекопитающего, обнаруженная палеонтолагами в кишечнике у микрораптора, по всей по-видимости, принадлежала одному из самых древних предков человека. Ученые проследили взаимосвязь останков с такими видами как Синодельфис, Яноконодон и Эомайя, внешне напоминающих опоссумов или грызунов.

Палеонтологи установили, что стопа принадлежала млекопитающему размером с мышь, который, по всей видимости, не входил в число хороших альпинистов. Это, в свою очередь, говорит о том, что микрораптор мог, время от времени, спускаться с деревьев на землю в поисках пищи. «Ступня кажется совершенно неповрежденной, скорее всего, микрораптор проглотил добычу целиком», — поделился Ларссон. Живой или мертвой досталась желаемая добыча пернатому динозавру, палеонтологам установить не удалось. Но, это лишь вопрос времени. Вероятно, будущие находки микрорапторов предоставят палеонтолгам больше информации о содержимом своих кишечников.