Палеонтологи разгадали тайну доисторического кладбища ихтиозавров

Кэролин Грэмлинг
22 января 2023 г. · 8 минут чтения
По словам исследователей, на протяжении многих поколений древние дельфиноподобные рептилии Shonisaurus popularis, возвращались в свое любимое безопасное убежище для размножения.
Shonisaurus popularis - художественная иллюстрация
Иллюстрация Шонизавров — рода вымерших пресмыкающихся из семейства Shastasauridae, самых крупных известных науке ихтиозавров.

Около 230 миллионов лет назад ихтиозавры – рептилии напоминающие современных дельфинов размножались подобно тому как сегодня размножаются китообразные. Об этом стало известно, когда ученые исследовали загадочное кладбище ихтиозавров в Государственном парке Ихтиозавров в Неваде. В настоящий момент в парке находится самая богатая коллекция окаменелостей Shonisaurus Popularis – крупнейших в мире ихтиозавров.

Кладбище рептилий когда-то было местом обитания ихтиозавра Shonisaurus Popularis. «Около 230 миллионов лет назад на этом месте был тропический океан. Сейчас же мы находимся посреди пустыни, у подножия Шошонских гор», – говорит Рэндалл Ирмис, палеонтолог из Музея естественной истории штата Юта и автор исследования.

Находка окаменелостей ихтиозавров в Неваде десятилетиями была загадкой для палеонтологов. Любопытно, что многие окаменелости ихтиозавров сгруппированы в том месте, где сейчас находится парк, но 230 миллионов лет назад на этом месте был океан. Что же стало причиной смерти S. Popularis?

«В наши дни мы наблюдаем за тем, как серые киты ежегодно отправляются в Нижнюю Калифорнию», – говорит Рэндалл Ирмис, палеонтолог из Национального исторического музея штата Юта в Солт-Лейк-Сити. Согласно новому исследованию, опубликованному 19 декабря в журнале Current Biology «ихтиозавры делали тоже самое 230 миллионов лет назад. Все что происходит сейчас, происходило и в прошлом», – уверяет Ирмис.

Сегодня, как минимум, семь скелетов ихтиозавров можно увидеть в Государственном парке Ихтиозавров в Неваде. Впервые они были раскопаны в 1950-х годах Чарльзом Кэмпом, палеонтологом из Беркли. Но в 2014 году доктор Ирмис и его коллеги обнаружили, что в каньоне Уэст-Юнион на протяжении сотен тысяч лет встречались и другие массовые скопления окаменелостей. И, похоже, что когда-то это были взрослые ихтиозавры.

В общей сложности, ученые идентифицировали не менее 112 особей ихтиозавров. По словам Нила Келли, палеонтолога из Университета Вандербильта в Нэшвилле, ученые изучали расположение окаменелостей относительно друг друга, чтобы лучше разобраться в поведении рептилий.

Окаменелые кости ихтиозавров
Окаменелые кости по меньшей мере семи ихтиозавров выделены разными цветами.

Палеонтологи произвели трехмерное сканирование, которое реконструировало окаменелости в цифровом виде, это, в свою очередь, помогло исключить предполагаемые гипотезы о вымирании ихтиозавров. Одна из таких гипотез предполагает, что вымирание произошло из-за массовых выбросов на мель, подобно тому, что сегодня можно видеть у китов. «Эта гипотеза не соответствует проведенному исследованию, мы не обнаружили ни отложений, ни приливных отмелей в этих местах», – сказал Николас Пайенсон, палеонтолог из Смитсоновского национального музея естественной истории в Вашингтоне, округ Колумбия. Гипотеза о том, что когда-то это место было погружено на 100 метров под воду больше похожа на правду.

Команда также изучила размеры и формы всех костей, некоторые из которых сейчас находятся в музейных коллекциях. А также проанализировала химический состав окружающих горных пород и изучила старые фотографии и полевые заметки.

Чтобы исключить отравление или удушье, которое могло возникнуть в результате извержения вулкана, ученые оценили уровень ртути и кислорода, сохранившиеся в породе, но не обнаружили ничего подозрительного. Единственное, что вызвало подозрение: в каньоне отсутствовали другие возможные виды жизни морских млекопитающих. Доктор Пайенсон говорит, что они не нашли даже предполагаемой добычи ихтиозавров.

Но все же, им удалось найти ответ там, где они меньше всего ожидали. Палеонтологи обнаружили в каньоне крошечные кости ихтиозавра, в том числе ископаемый эмбрион, который впервые удалось найти еще Чарльзу Кэмпу, но тогда он не удосужился, чтобы описать находку. Чуть позже палеонтологи нашли здесь еще больше скелетов эмбрионов и новорожденных ихтиозавров.

«Я думаю, что это был, своего рода, местный роддом для ихтиозавров, подобно тому как в наше время такие крупные морские млекопитающие, как киты и акулы ищут пропитание в одних местах, а рожают в других», — считает доктор Пайенсон.

Хотя 230 миллионов лет назад океан был не совсем похож на современный океан, ихтиозавры «вероятно, вели себя так же как китообразные», — сказал он. Ихтиозавры вымерли не от конкретной катастрофы, процесс происходил постепенно, и тому были разные причины.

Идея о том, что ихтиозавры предпочитали передвигаться вместе, подобно китам, выдвигалась и раньше, но последнее исследование «первое, в своем роде, которое подтвердило это», — говорит Эрин Максвелл, палеонтолог из Государственного музея естественной истории Штутгарта в Германии. Доктор Максвелл надеется, что в следующий раз команда более подробно рассмотрит новые образцы костей, особенно, эмбрионов и новорожденных.

«Мы еще многого не знаем о биологии этих гигантских рептилий. Для нас самой большой загадкой остается один вопрос: почему ихтиозавры вымерли за десятки миллионов лет до сухопутных динозавров?» – говорит доктор Пайенсон.

Как только завеса тайны приоткроется, мы с вами узнаем об этом первые. Не сомневайтесь!

Дополнительные материалы и ссылки на исследования:

Коллективное поведение вымершего морского хищника триасового периода DOI: 10.1016/j.cub.2022.11.005