Астрономы наблюдают за галактиками, попавшими в паутину прожорливой черной дыры

Впечатление художника от паутины сверхмассивной черной дыры

С помощью Большого Телескопа ESO (VLT) астрономы обнаружили шесть галактик, вокруг сверхмассивной черной дыры. Впервые такое скопление имело место быть в течение первого миллиарда лет существования вселенной. Это изображение художника показывает центральную черную дыру и галактики, пойманные в ее газовую паутину. Черная дыра, которая вместе с диском вокруг нее известна как квазар SDSS J103027.09+052455.0, ярко светит, поглощая материю вокруг себя.

Астрономы, заглядывающие в самые дальние уголки Вселенной и, следовательно, в самые глубины времени, были озадачены открытием сверхмассивных черных дыр. Как таким чудовищам удавалось поглощать так много материи, когда Вселенная была так молода? Благодаря новым наблюдениям одного из этих молодых гигантов – черной дыры массой 1 миллиард солнечных масс и возрастом менее 1 миллиарда лет, астрономы теперь получили возможный ответ.

Они обнаружили, что черная дыра связана с шестью соседними галактиками нитями-трубками, питающими монстра в их среде. Создание этого семейного портрета (представленного выше) заняло много наблюдений. Некоторые длились всю ночь. Использовался один из крупнейших телескопов мира, включая очень большой телескоп Европейской южной обсерватории в Чили. Это первый случай, когда сплоченная группа галактик была поймана в процессе питания сверхмассивной черной дыры, сообщают сегодня исследователи в журнале Astronomy & Astrophysics.

И что же свело эти галактики вместе? Команда предполагает, что виновником является скопление темной материи, таинственной и неисследованной субстанции, которая, как полагают, составляет 85% материи во вселенной. Темная материя может всасывать огромное количество газа и пыли, позволяя образоваться как галактикам, так и черной дыре.