Известный метеорит подтверждает наличие воды на раннем Марсе

Комета, направляющаяся к Марсу

Комета, направляющаяся к Марсу, компьютерная графика. Считается, что комета 2013-A1, или Сайдинг-Спринг, пройдет 37 000 километров от Марса в октябре 2014 года, и есть шанс, что она столкнется с поверхностью.

Это был сложный процесс сбора информации: Мартину Биззарро, космохимику из Копенгагенского университета, потребовалось 500 000 долларов, чтобы купить, а затем измельчить материал из одной из старейших и наиболее ценных пород в мире. Только этот камень был не из земли. Он прибыл с Марса.

С помощью всего лишь 15 граммов метеорита Black Beauty возрастом 4,4 миллиарда лет, обнаруженного в 2011 году в Западной Сахаре, его команда обнаружила записи столкновений астероидов и извержений вулканов, охватывающие почти всю историю Марса.

Одно из самых неожиданных открытий – после того, как Марс в начале своей жизни подвергся ударам, все стихло, даже в то время, почти 4 миллиарда лет назад, когда считалось, что наша Солнечная система подверглась катастрофическому нападению со стороны астероидов. Это основано на 51-м кристалле Циркона, найденном в метеорите, который, вероятно, образовался в результате сильного удара. Цирконы в основном сгруппированы около 4,5 миллиардов лет назад, что указывает на период бомбардировки планеты, но после этого планета выглядит относительно спокойной, как сообщают сегодня Биззарро и его коллеги в Трудах Национальной академии наук.

Этот вывод согласуется с недавними работами, которые ставят под сомнение так называемые поздние тяжелые бомбардировки. Когда ученые впервые проанализировали камни, доставленные астронавтами “Аполлона”, они, казалось, указывали на многочисленные разрушительные удары по Луне почти 4 миллиарда лет назад. Модели Солнечной системы предполагали, что колебания орбит Юпитера и Сатурна примерно в это время сотрясали астероиды и направляли их во внутренние области Солнечной системы.

Но с тех пор повторный анализ показал, что многие лунные породы образовались в результате одного удара, в то время как другие произошли 4,3 миллиарда лет назад. Это указывало не на увеличение числа ударов, а на постепенное уменьшение их числа с течением времени.

Цирконы из метеорита «Черная красавица»

Цирконы из метеорита «Черная красавица», обнаруженного в 2011 году, позволили получить массу новых открытий, охватывающих историю планеты.

Между тем, обновленные компьютерные модели предполагают, что миграция планет-гигантов на их нынешние орбиты также произошла раньше, около начала зарождения Солнечной системы 4,56 миллиарда лет назад, вызвав раннюю интенсивную бомбардировку, которая систематически уменьшалась. По словам Десмонда Мозера, геохронолога из Западного университета, который не принимал участия в работе, эта идея получила дальнейшее подтверждение в новом исследовании. Работа рисует “убедительную картину” марсианской истории, сказал он.

Ранние столкновения, зафиксированные наличием циркона, которые достигли двух отчетливых пиков с разницей в 30 миллионов лет, являются лишь косвенным свидетельством того, что газовые гиганты сдвинулись в это время. “Даже когда Юпитер и Сатурн не мигрировали, в ранней Солнечной системе летало много протопланетного мусора”, – говорит Николь Зеллнер, лунный геохимик из Альбионского колледжа, которая не участвовала в этой работе.

Действительно, новые модели предполагают, что за это время вокруг Солнечной системы пролетело большое количество массированных астероидов, потенциально доставляя сложные молекулы, которые могли бы посеять химию жизни на Земле и других планетах. Сколько материала? “Масса Луны – но растянута на миллиард лет”, – говорит Зеллнер.

Даже если команда Биззарро не может сказать, почему произошли первые столкновения, Black Beauty дала представление о том, что они помогли сформировать: планета, богатая водой. В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances в конце прошлого месяца, его команда пришла к выводу, что произошло резкое увеличение содержания кислорода 4,4 миллиарда лет назад – скачок, который можно правдоподобно объяснить только присутствием воды, возможно, переносимой богатыми водой астероидами.