Трансплантация кишечных микробов обращает вспять признаки старения мозга у мышей

Видов энтерококков, подобных изображенному здесь, стало намного больше у старых мышей после трансплантации фекалий от молодых

Бактерии: Enterococcus faecalis. Ранее Streptococcus faecalis. Кокки округлой или овальной формы, обычно растущие цепочками клеток. Группа стрептококков. Нормальный обитатель кишечника человека, обнаруженный в фекалиях. Бактериальный эндокардит после операции. Устойчив к ряду антибиотиков, включая пенициллин.

С возрастом ваш мозг замедляется. Вы можете забыть, где находятся ваши очки, или у вас могут возникнуть проблемы с освоением нового навыка. Теперь, благодаря экспериментам с грызунами, есть надежда, что некоторые из этих спадов можно обратить вспять, но для этого требуется мужество. Новое исследование показывает, что пересадка кишечных микробов от молодых мышей к старым может обратить вспять процесс старения мозга.

По словам Шона Гиббонса, исследователя микробиологии кишечника в Институте системной биологии, это исследование является “тур де форс*” для объема собранных данных. Но прежде чем делать что-то подобное с людьми, нужно проделать большой объем работы.

Бактерии в нашем кишечнике отвечают за все, начиная с нашего ежедневного настроения и заканчивая нашим общим здоровьем. Этот “микробиом кишечника” также меняется в течение нашей жизни. Но в то время как некоторые исследования показали, что молодая кровь может оказывать омолаживающее действие на старых мышей, влияние микробиома на возрастное снижение не было ясным.

Чтобы увидеть, связан ли микробиом молодых особей с признаками старения, исследователи взяли образцы кала у мышей 3-4-месячного возраста, что эквивалентно молодым особям, и пересадили их 20-месячным животным – старым по меркам мышей. Ученые кормили старых мышей фекальной жидкостью через питательную трубку два раза в неделю в течение 8 недель. В качестве контроля старые мыши получали трансплантаты от других старых мышей, а молодые от молодых.

Первое, что заметила команда, было то, что микробиомы кишечника старых мышей, а также молодых мышей с микробами, стали напоминать микробиомы более молодых. Распространенный кишечный микроб энтерококк стал гораздо более распространенным у старых мышей, как, например, у молодых мышей.

Произошли также изменения в мозге. Гиппокамп старых мышей – область мозга, связанная с обучением и памятью, – стал более физически и химически похожим на гиппокамп молодых мышей. Старые мыши, которые бегают по лабиринтам, научились быстрее разгадывать и лучше запоминать маршруты, сообщила сегодня команда в журнале Nature Aging. Ни один из этих эффектов не наблюдался у пожилых мышей, которых кормили фекалиями пожилых мышей.

“Это почти как, если мы могли бы нажать кнопку перемотки назад с возрастом”, – говорит Джон Криан, нейробиолог из Университетского колледжа Корка, который руководил новым исследованием.

Однако некоторые вещи заметно не изменились у старых мышей, которым пересаживали микробиоту кишечника от молодых особей. Например, многие типы кишечных бактерий остались прежними, а старые мыши не стали более социальными, что Криана удивило, потому что он видел, как микробиом влияет на социальные взаимодействия в других исследованиях.

Арья Бирагин, молекулярный биолог из Национального института старения, говорит, что ему бы хотелось, чтобы команда сделала больше, чтобы показать, что микробиомы действительно изменились у пожилых мышей. Поскольку исследователи проверили различия в микробиоме кишечника вскоре после трансплантации, нет никакого способа узнать, действительно ли новые микробы проникли внутрь или просто проходили через него, утверждает он.

Гиббонс также отмечает, что область фекальных трансплантатов у мышей остается неоднозначной. В то время как некоторые исследования показали, что такие процедуры кажутся полезными, говорит он, по крайней мере, одно из них показало, что они могут привести к снижению когнитивных способностей.

Сам Крайан предостерегает от того, чтобы переходить на людей, учитывая, что исследование было полностью основано на грызунах. И все же, утверждает он, эта работа вселяет надежду. “Хорошая вещь в вашем микробиоме в отличие от вашего генома, заключается в том, что вы можете его изменить”.

* Tour de force (тур де форс) – мастерское исполнение или достижение чего-либо, особенно в искусстве.

Рэйчел Фриттс

Рэйчел – стажер отдела новостей в Science . Ее работы также публиковались в The Guardian, Ars Technica , Audubon и других изданиях.