Растения имеют большее генетическое разнообразие в местах, где обитают выдры

Выдра, отдыхающая на лугу, заросшем угрем (вид морских водорослей).

Когда морские выдры выкапывают моллюсков на лугах, заросших водорослями, они оставляют после себя рябой «лунный пейзаж». Здесь полно кратеров, повсюду просто дыры, — говорит Эрин Фостер, эколог из Института Хакаи. Но такая активность со стороны выдр может дать водорослям репродуктивное преимущество. Фостер и ее коллеги обнаружили, что луга с водорослями в этих районах гораздо более генетически разнообразны и, следовательно, устойчивы к внешним изменениям, чем в районах, где выдр нет.

По словам морского эколога Университета Далхаузи Бориса Ворма, который не принимал в этом участия, это крупный прорыв. По его словам, исследование показывает, что крупные животные могут активно помогать поддерживать качество и устойчивость своей среды обитания.

Морская трава, наземное растение, вернувшееся в океаны, имеет два способа размножения. Она может клонировать себя, посылая корни, которые производят новые побеги, генетически идентичные родительскому растению. Или может размножаться генеративным типом, рассеивая семена.

Фостер и ее коллеги интересовались водорослями, найденными в прохладных водах северной части Тихого океана. Они думали, что активность выдр, может привести к более активному цветению водорослей, что обычно происходит в условиях стресса, а также может очистить новые места на морском дне, где могли бы произрастать саженцы.

Исследователи сравнили участки ДНК в 462-х побегах морской травы с 15-ю видами с различных лугов у побережья Британской Колумбии. Выдры комфортно жили на шести лугах более 30 лет. В шести случаях животные отсутствовали более 100 лет и никогда не возвращались с тех пор, как их истребили охотники и в трех случаях, когда популяция выдр была восстановлена только за последние 10 лет.

Результаты анализа были настолько поразительными, что Фостер повторила его 20 раз. Исследователи обнаружили, что выдры «перекопали» около 5% лугов, на которых они жили. А на лугах с давними популяциями выдр генетическое разнообразие водорослей было на треть выше, чем в сопоставимых районах без выдр, сообщила сегодня группа ученых из Science.

Это разнообразие может привести к большей способности процветать в сложных или меняющихся условиях. Отсутствие генетического разнообразия является реальной угрозой, сказал Ворм, потому что популяция с небольшим генетическим разнообразием изначально уязвимы к изменениям окружающей среды, таким как потепление воды. Генетическое разнообразие может противодействовать этой уязвимости, предоставляя набор растений, адаптированных для защиты от различных угроз.

Фостер поспешила сказать, что результатом может стать «повторное открытие». Она отмечает, что коренные жители Сери (Seri) в Калифорнийском заливе уже давно собирают водоросли и ожидают лучших урожаев с перекопанных выдрами лугов.

Тем не менее, это одно из первых исследований, посвященных изучению генетических последствий для флоры в результате активности крупных животных, говорит Ворм. “Удивительно, что выдры, вид, находящийся на вершине пищевой цепочки, могут помочь изменить генетическое разнообразие растений в их среде обитания на всем протяжении пищевой цепочки”, — говорит он.

Связь между крупными животными и генетическим разнообразием «нова и интересна», — говорит Дуглас Макколи, эколог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Но он предупреждает, что результат не означает, что нарушение экосистемы всегда приведет к большему генетическому разнообразию. В некоторых случаях это может привести к обратным последствиям. Например, он сказал, что интенсивный выпас скота на пастбищах может подавить цветение и вместо этого стимулировать рост клонов, что приведет к сокращению разнообразия.

Во всяком случае, находка намекает на то, что выдры могут быть важным элементом в восстановлении водорослей, говорит Макколи. Некоторые попытки восстановления видели много взлетов и падений, отмечает он. Я не могу не задаться вопросом, каковы будут результаты таких усилий, если выдры вернутся в эти системы.

Кэтлин Грейди

Кэтлин О’Грейди

Кэтлин — имеет степень доктора философии в области когнитивных наук в Эдинбургском университете, где изучала эволюционную лингвистику в Центре языковой эволюции. Ее работы публиковались в «Атлантик», «Нэшнл джиографик», «Файв-тридцать восемь», «Хакаи» и «Гардиан», среди прочих. Кэтлин занимается поведенческими науками и науками о жизни, климатом и окружающей средой.