Загадочный вымерший японский волк может дать ключ к разгадке происхождения собак

Японский волк

Рисунок японского волка, датируемый началом 19 века.

Если вы идете по темному лесу в древней Японии, вы можете надеяться встретить окури-оками, волка, который безопасно сопроводит вас до места назначения. Это существо из фольклора может быть основано на образе японского волка, животном размером с бордер-колли с короткими ногами и короткими ушами, которое жило в Японии тысячи лет, пока люди не уничтожили его в начале 20-го века. Теперь ученые, изучающие древнюю ДНК из костей волка, говорят, что они, возможно, раскрыли давнюю тайну того, откуда она взялась: вымершая популяция серых волков в Восточной Азии, которая также возможно дала начало современным собакам.

“Это очень тщательное исследование”, — говорит Питер Саволайнен, генетик из Королевского технологического института в Стокгольме, который не принимал в нем участия. Исследование дополняет идею о том, что собаки возникли в Восточной Азии, как подозревают он и другие исследователи, а не в Европе или на Ближнем Востоке, как предполагают некоторые эксперты, сказал он.

Все современные собаки, скорее всего, произошли от одной и той же популяции серых волков. Но где и когда жили эти волки, долгое время было предметом споров. Часть проблемы заключается в том, что, хотя вид сохраняется, эта первоначальная популяция, скорее всего, исчезла, уничтожив генетические подсказки о происхождении собак.

Хондосский японский волк (Canis lupus hodophilax)

Описываемое некоторыми как одна из величайших загадок в истории японской зоологии, происхождение животного остается неясным, как оно попало в Японию. Генетический анализ останков одного японского волка, опубликованный ранее в этом году, показал, что он был тесно связан с линией сибирских волков, которые долгое время считались вымершими. Недавние данные также свидетельствуют о том, что собаки, возможно, произошли из Сибири. Могут ли японские волки и собаки иметь больше, чем просто географию?

Чтобы выяснить это, Йохей Тераи, эволюционный биолог и любитель собак из Передового университета для углубленных исследований в Хаяме, Япония, и его коллеги извлекли и секвенировали полные геномы девяти японских волков, включая музейные образцы и черепа, найденные на крышах старых домов. Люди помещают их там для защиты. Исследователи также секвенировали геномы 11 японских собак, в том числе популярных пород, таких как сиба-ину. Они сравнили все эти последовательности с доступными геномами различных собак, таких как лисы, койоты, динго, различные волки и современные собаки со всего мира.

Японские волки выделялись своей собственной группой, отдельной от других видов, сообщила команда на прошлой неделе на сервере препринтов bioRxiv. «Они отличаются от любого другого волка или собаки», — говорит Тераи.

Однако, когда Тераи и его коллеги выстроив эволюционные последовательности, они обнаружили, что ветвь, содержащая предков японских волков, ближе к ветвям собак, чем любое другое животное. «Это родственные отношения», — говорит Тераи.

«Если это правда, то это очень важно», — говорит Лоран Франц, эволюционный генетик из Мюнхенского университета Людвига Максимилиана, который не принимал участия в работе. «Это первый раз, когда мы видим популяцию волков рядом с собаками».

Самое главное, данные показывают, что собаки и японские волки имеют одного и того же предка: вымершую популяцию серых волков, которые жили где-то в Восточной Азии, учитывая вероятные миграции как японских волков, так и ранних собак. Это подтверждает две противоречивые теории о приручении собак. Саволайнен долгое время утверждал, что собаки произошли из Юго-Восточной Азии, в то время как Франц и его коллеги предполагали северо-восточную Сибирь. Новое исследование не предоставляет достаточно данных, чтобы сказать, кто прав, говорит Саволайнен, но оно противоречит другим предложенным ранее теориям одомашнивания собак, включая происхождение на территории Западной Европы или Ближнего Востока.

Однако не все собаки имеют одинаковое генетическое совпадение с японскими волками. Тераи и его коллеги обнаружили, что восточные собаки — группа, в которую входят относительно древние собаки, такие как динго и новогвинейская поющая собака, а также современные японские породы, имеют до 5% своей ДНК связанной с японскими волками. Однако западные собаки, такие как немецкие овчарки и лабрадоры, имеют гораздо меньше генетического материала. Команда предполагает, что японские волки скрещивались с собаками, которые двинулись на восток после гипотетического раскола между востоком и западом. Позже эти восточные собаки начали скрещиваться с западными собаками, оставив лишь слабый след японского волка у западных собак.

Насколько ДНК японского волка влияет на современных собак, Тераи может только догадываться. Его команда обнаружила четыре гена японского волка у японских собак, но неясно, как именно унаследована генетическая связь. Мутации одного из таких генов заставляет мышей переедать, говорит Тераи. Ненасытные привычки в еде могли быть полезны японским собакам, живущим в древних фермерских деревнях, где было много риса и овощей, но мяса не было. Этим собакам пришлось бы много есть, чтобы получить необходимые им питательные вещества. Другие гены могли изменить форму тела или морды собаки. У сиба-ину, например, волчьи уши заостренные, а не гибкие, как у многих западных пород.

Несмотря на новые открытия, и Саволайнен, и Франц утверждают, что потребуется больше данных, чтобы с уверенностью сказать, что собаки и японские волки имеют одного и того же прямого предка или что другая популяция волков породила старейшего друга человека. «Это действительно хороший шаг вперед», — говорит Франц. Волки — это ключ к пониманию собак, поэтому будет очень интересно посмотреть, к чему это приведет.

Дэвид Гримм

Дэвид — редактор Интернет-новостей журнала Science .