Могут ли ученые восстановить свои отношения с коренными жителями, исследуя прошлое?

Окаменевшие человеческие следы в национальном парке Уайт-Сэндс в Нью-Мексико

Следы в Национальном парке Уайт-Сэндс в Нью-Мексико предполагают, что люди жили там 23 000 лет назад, что указывает на ранние даты заселения Америки

Как и когда люди впервые ступили на территорию Америки — одна из непреходящих загадок человеческой истории. Большинство археологов теперь согласны с тем, что люди жили в Америке до того, как 13000 лет назад появились инструменты в стиле культуры Кловис, которые когда-то считались связанными с первыми американцами. В прошлом году, например, исследователи сообщили о человеческих следах в национальном парке Уайт-Сэндс в Нью-Мексико, возраст которых составляет 23000 лет(3).

Многие ученые, занимающиеся этим вопросом, признают, что слишком часто они не учитывали точки зрения коренных американцев в своем подходе и не получали надлежащего разрешения на исследование останков, артефактов или генов коренных народов. Но новое поколение работает над тем, чтобы изменить это. Журнал Science поговорил с палеогенетиком Дженнифер Рафф из Канзасского университета в Лоуренсе, которая критикует некоторые генетические подходы в своей книге «Происхождение: генетическая история Америки», и с археологом Джо Уоткинсом из Оклахомы. Последний является представителем народности Чокто, в прошлом возглавлял Общество американской археологии.

Это интервью было отредактировано для краткости и ясности.

Вопрос: Каково ведущее мнение о том, как люди попали в Америку и когда? Может ли генетика рассказать нам об этом больше?
Дженнифер Рафф: Генетические и археологические данные подтверждают распространение нашего вида на территории Америки через некоторое время после появления первых следов людей в северной Сибири около 30000 лет назад. Существуют разногласия по поводу того, насколько рано они появились, но большинство ученых согласны с тем, что люди уже жили в Америке не менее 14000 лет назад. Некоторые полагают, что это могло быть еще 27000 лет назад, основываясь на таких местах, как Уайт-Сэндс и исследованиях ДНК. Но в генетической летописи есть серьезные географические и временные пробелы, например, центр Северной Америки.

На протяжении многих лет археологи были не совсем доброжелательны к коренным общинам, проявляя неуважение к их предкам. В последнее десятилетие спешка с образцами древней ДНК первых американцев и современной ДНК коренных народов, вызвала много этических вопросов. Могут ли ученые добиться большего?
«В этой области идет новая дискуссия об этике», — говорит Дженнифер. Исследование древней ДНК — очень конкурентная и быстро развивающаяся область. Это препятствовало взаимодействию ученых с группами коренных народов, которым могут потребоваться годы, чтобы установить доверие. Чтобы это работало хорошо, нам нужны отношения, которые длятся дольше, чем обычная продолжительность исследовательского гранта. Это может быть очень сложно для некоторых исследователей, только начинающих свою научную карьеру.

Дженнифер Рафф

Палеогенетик Дженнифер Рафф в своей новой книге критикует подходы некоторых других генетиков к останкам коренных американцев.

«В последнее время было сделано несколько заявлений, пытающихся создать этические принципы для этой области. Они могут колебаться, но это прогресс — по крайней мере, есть шаги», — говорит Джо Уоткинс (2).

«В последние несколько лет также возросли требования к участию сообщества в рамках заявлений об этике и усилению контроля при подаче заявок на гранты», — говорит Рафф. Это хорошо: вам нужны структурные и институциональные изменения, чтобы усилить призывы к этической реформе. Есть генетики, которые подходят к вопросу действительно ответственно, а некоторые не совсем поспевают за тем, как это должно делаться — не уважают пожелания потомков коренных сообществ в отношении своих предков или не обеспечивают полной прозрачности в отношении того, какие исследования будут проводиться с генетическими образцами.

Вопрос: Некоторые племена сопротивляются исследованиям древней ДНК, которые уничтожают артефакты. Как вы создаете продуктивные обсуждения этих проблем?
Джо Уоткинс: Частью укрепления отношений является обсуждение социальных и исторических проблем американских индейцев и понимание причин, по которым они ощущают себя оскорбленными. Слишком часто археология, генетика и многие другие науки вмешиваются и говорят: «Нам нужны останки ваших предки, чтобы дать вам доступ к вашей истории». И получают ответ: «Мы знаем нашу историю. Это дано нам нашими источниками и старейшинами племени. Возможно, вы не признаете ее эпистемологически равной вашей науке, но туземная наука работала на нас веками и поколениями. Кто вы такой, чтобы говорить нам, что ваша наука лучше нашей?»

«Есть разные взгляды на прошлое», — говорит Дженнифер Рафф. Один из способов — это археология, а другой — генетические данные. Но есть и другие взгляды на вещи, и мы должны с уважением относиться к этим традиционным знаниям об истории. Я пыталась сделать это, не называя вещи «предысторией» поскольку это исключает устные истории, хранящиеся у коренных жителей, хотя думаю, что некоторые археологи раскритикуют меня за это. «Миф о происхождении» — еще один термин, который многие люди считают уничижительным.

Джо Уоткинс

Археолог Джо Уоткинс, потомок народа Чокто из Оклахомы, говорит, что это поколение ученых может восстановить отношения с коренными народностями. Фото Кэрол Эллик

Вопрос: Какие факторы помогли улучшить археологические методы работы с артефактами?
«Закон о Национальном музее американских индейцев 1989 года и Закон о защите могил коренных американцев и репатриации NAGPRA 1990 года стали поворотными моментами», — говорит Джо Уоткинс. С тех пор молодых археологов учили в школах об их юридической ответственности, и теперь они понимают, что это и этическая ответственность. Даже если закон этого не требует, хорошая археология теперь требует консультаций с представителями племен.

Должна ли генетика наверстать упущенное?
«Да, абсолютно. Но есть много генетиков, которые уже там, во многом благодаря руководству самих ученых из числа коренных народов», — говорит Дженнифер. Некоторые пожилые ученые подходили ко мне и говорили: «Я не был уверен, как я отношусь к NAGPRA, но мое мнение изменилось после того, как увидел пользу, которую принесла эта работа».

Репатриация и NAGPRA были противоречиво описаны как антинаука. Что вы думаете об этом?
«На самом деле, законы о репатриации действительно позволили мне и некоторым моим коллегам сделать большую часть работы», — говорит Рафф. Большая часть моей работы в Северной Америке связана с останками, которые были возвращены племенам. В рамках этого процесса ко мне подошли представители некоторых племен и сказали: «Мы заинтересованы в изучении ДНК, прежде чем перезахороним наших предков». Многие из этих останков томились в кладовых, и в рамках NAGPRA они были каталогизированы и изучены, и в результате появились новые открытия. Человеческие останки из пещеры Шука Каа на Аляске, например, были раскопаны при сотрудничестве местных племен и показали, что люди, живущие в этом районе сегодня, связаны с человеком, умершим 10300 лет назад.

Сколько времени потребуется, чтобы полностью согласовать работу с коренными народами?
Мы принадлежим к тому поколению, которое восстановит эти отношения. «Мне нравится думать, что большинство ученых сейчас признают племена суверенными, с правом голоса в принятии решений», — отвечает Джо Уоткинс.

Когда я получил докторскую степень в 1994 году, только трое американских индейцев имели докторскую степень в области археологии. Сейчас мы приближаемся к 50-ти во всех областях, включая палеогеномику. Мы можем занять до 0,03% всего научного сообщества! Наши голоса слышны, и люди прислушиваются к ним. Это очень хорошая реальность.

Дженнифер Рафф в своей книге довольно критично относится к своей дисциплине, особенно к тому, как она пренебрегает консультациями с местными сообществами. «Но во многом эта книга показывает моё трепетное отношение к этой области науки. Критика мотивирована желанием видеть, что бы мы продолжали совершенствовать эту работу», — говорит Дженнифер.

Чокто (народ)
Choctaw, самоназвание Chahta — коренной народ США, изначально проживавший на юго-востоке (ныне штаты Миссисипи, Алабама и Луизиана). Язык Чокто относится к маскогской семье.

Дополнительные ссылки:

1. Содействие важным исследованиям древней ДНК. DOI: https://doi.org/10.101 6/j.ajhg.2020.06.017
  2. Древние люди с Северо-западного побережья Северной Америки демонстрируют 10 000-летнюю региональную генетическую преемственность. PNAS 18 Апреля, 2017 114 (16) 4093-4098; первая публикация 4 апреля, 2017 https://doi.org/10.1073/ pnas.1620410114
  3. Свидетельства присутствия людей в Северной Америке во время последнего ледникового максимума DOI: https://doi.org/10. 1126/science.abg7586