Акулы используют магнитное поле Земли для навигации по морям

Акулы, подобные этой большой белой, могут использовать магнетическое «шестое чувство», чтобы найти дорогу в открытом море.

Большинству водителей Uber нужен смартфон, чтобы добраться до места назначения. Но, похоже, акулам не нужно ничего, кроме их собственного тела и магнитного поля Земли. Новое исследование предполагает, что некоторые акулы могут читать поле Земли, как карту, и использовать его для навигации в открытом море. Результат добавляет акул к длинному списку животных, включая птиц, морских черепах и омаров, которые перемещаются с таинственным магнитным чутьем.

“Здорово, что они наконец-то провели исследование как акулы используют магнитное поле земли”, – говорит Майкл Винкльхофер, биофизик из Университета Карла фон Осицкого в Ольденбурге, Германия, который не принимал участия в исследовании.

В 2005 году ученые сообщили, что большая белая акула перемещалась из Южной Африки в Австралию и обратно почти по прямой линии – это заставило некоторых ученых предположить, что животные полагались на магнитные чувства, чтобы контролировать себя. И, по крайней мере, с 1970-х годов исследователи подозревали, что эластожаберные – группа рыб, в которую входят акулы, скаты – могут обнаруживать магнитные поля. Но никто не показал, что акулы используют поля для поиска или навигации, отчасти потому, что с животными нелегко работать, говорит Винклхофер. Одно дело, если у вас есть маленький омар или детеныш морской черепахи, но когда вы работаете с акулами, вам нужно все масштабировать.

Брайан Келлер, эколог из Университета штата Флорида, и его коллеги решили сделать именно это. Исследователи сконструировали клетку достаточных размеров из медной проволокой и поместили небольшой бассейн в центре клетки. Пропуская электрический ток через проводку, они могут создавать настраиваемое магнитное поле в центре бассейна. Затем команда собрала 20 детенышей акулы – вида, который, как известно, мигрирует на сотни километров – на мелководье у побережья Флориды. Они помещали акул в бассейн по одной и позволяли им свободно плавать под тремя различными магнитными полями, применяемыми в случайной последовательности. Одно поле имитировало естественное поле Земли, где были собраны акулы, в то время как другие имитировали поля в местах, расположенных в 600 км к северу и в 600 км к югу от их постоянного обитания.

Когда магнитное поле было таким же, как на месте сбора акул, исследователи обнаружили, что животные плавали в случайных направлениях. Но под влиянием южного магнитного поля акулы постоянно меняли направление, чтобы плыть на север, в стену бассейна, к дому, сообщают сегодня исследователи в журнале Current Biology (см. видео ниже). “Это говорит о том, что они могут использовать магнитные поля для миграции на большие расстояния”, – говорит Нил Хаммершлаг, эколог акул из Университета Майами, который не участвовал в исследовании.

Удивительно, но исследователи обнаружили, что акулы не предпочитают никакого направления, когда плавают под северным полем. Келлер говорит, что это может быть связано с тем, что хищники обычно не мигрируют на север от своего дома, и поэтому им редко приходится возвращаться на юг. “Это может поддержать теорию о том, что их способность ориентироваться а пространстве является приобретенным поведением”, – говорит он. Они могут не знать, что делать в северном поле, потому что они никогда там не были.

Хотя исследователи использовали акул-молотов в своих экспериментах, Келлер говорит, что другие акулы, вероятно, также используют магнитное поле Земли для навигации. Такие виды, как большая белая акула, которые путешествуют на большие расстояния, чем акулы-молоты, будут использовать эту способность еще больше, сказал Келлер.

Теперь, когда магнитная навигация демонстрируется у стольких животных, Винкльхофер хочет, чтобы исследователи выяснили основной механизм. Некоторые говорят, что это чувство зависит от клеток, содержащих магнитный минерал железо, магнетит, в то время как другие используют белок в сетчатке, называемый криптохромом. “Все остальные основные чувства были описаны и поняты”, – говорит Винкльхофер. Ключевой вопрос в том, как они это делают?