Самый старый геном домашнего скота раскрывает происхождение современных коз

Безоаровый козел

На самых ранних стадиях одомашнивания козы выглядели идентично своим диким собратьям, безоаровым козлам

Древние охотники и земледельцы, жившие в предгорьях и долинах зеленого нагорья западного Ирана, возможно, были одними из первых, кто одомашнил домашний скот. Теперь новое исследование, которое включает в себя самый старый геном домашнего скота, еще не секвенированный, поддерживает эту точку зрения, по-видимому, собирая генетические и археологические доказательства переходной стадии между козами, на которых охотятся в дикой природе, и их домашним потомством.

По словам Дэвида Макхью, генетики животных в Университетском колледже Дублина, исследование установило “отправную точку” для одомашнивания коз или близко к этому. И поскольку появление домашнего скота помогло проложить путь для больших популяций и сложных обществ, он сказал: “Это действительно один из поворотных моментов в доисторической истории.”

С 1950-х годов археологи раскопали древние кости домашнего скота недалеко от иранских гор Загрос. Этот район расположен в восточной части Плодородного полумесяца, региона, который считался колыбелью сельского хозяйства и нескольких ранних цивилизаций. Останки животных, некоторые из которых датируются примерно 10 000 лет назад, показывают признаки одомашнивания, такие как меньшие тела и более короткие рога. В этом регионе также были найдены свидетельства раннего одомашнивания свиней и овец.

Большая часть археологических исследований в этом районе была остановлена Иранской революцией в конце 1970-х годов и ирано-иракской войной, начавшейся в 1980 году. “Этот регион надолго провалился в темную пропасть”, – говорит Мелинда Зедер , выдающийся археолог из Национального музея естественной истории Смитсоновского института. В последнее время наблюдается возрождение интереса ко всем видам проблем одомашнивания, особенно к козам.

Чтобы узнать о раннем одомашнивании животных, Зедер и другие, в том числе несколько иранских археологов, проанализировали кости коз, раскопанные в 1960-х и 1970-х годах на двух стоянках в горах Загрос, Гандж Даре и Тепе Абдул Хоссейн. Люди жили, охотились и выращивали урожай в этих плодородных долинах примерно с 8200 по 7600 год до нашей эры. Их главной добычей был дикий предок современного домашнего козла (Capra aegagrus hircus), безоаровый козел (Capra aegagrus).

Кость ноги древнего козла

Исследователи проанализировали кости, такие как эта кость ноги, и древнюю ДНК коз, обнаруженную в двух местах в западном Иране.

Присутствие коз и самцов в этих районах было первым признаком того, что люди, скорее всего, управляли стадами, а не просто охотились на них. “Охотники и пастухи охотятся на разных животных”, – объясняет Зедер. Охотники хотят быстрой отдачи, поэтому они выбирают больших взрослых особей. Оленеводы, тем временем, меньше заботятся о размере, вместо этого сосредотачиваясь на поддержании жизни самок, чтобы поддерживать и растить стадо, говорит она. В результате пастухи, как правило, отбирают большинство молодых самцов и оставляют много пожилых самок.

Именно такую картину наблюдали исследователи в Гандж-Даре и Тепе Абдул-Хоссейн: относительно мало самцов и много пожилых самок. Отпечатки копыт, найденные на глинобитных кирпичах в Гандж-Даре, еще больше укрепили аргумент о том, что люди держали здесь коз, поскольку дикие козы, вероятно, не топчут деревню. Как ни странно, эти, казалось бы, пасущиеся козы выглядели в точности как их дикие безоаровые собратья с большими телами и рогами. Поэтому исследователи обратились к древней ДНК.

Сравнивая ДНК древних коз с ДНК современных диких коз из этого региона, ученые обнаружили дискретные генетические кластеры, указывающие на то, что, по-видимому, домашние козы были далекими родственниками друг другу. Это подтверждает, что пастухи держали популяцию коз в значительной степени отдельно от диких коз в регионе, говорит Зедер. Самые ранние останки коз датируются 8200 годом до нашей эры, что делает исследуемую ДНК самым старым геномом домашнего скота, еще не секвенированным.

В этих первых домашних козах исследователи определили шесть основных митохондриальных гаплотипов, или унаследованных женщинами наборов генов, которые присутствуют в современных популяциях домашних коз. Находка предполагает, что сегодняшние козы являются прямыми потомками тех, кто жил 10 000 лет назад, говорит Зедер. В геномах этих древних коз исследователи также выявили генетический вариант под названием STIM1-RRM1, который, как известно, помогает уменьшить беспокойство и способствует обучению у других домашних животных.

В результате, говорит Зедер, эти древние козы, по-видимому, представляют собой переломный момент в одомашнивании, когда люди управляли стадами, но еще не отобрали их по физическим характеристикам, которые можно было бы распознать в раннем возрасте.

“Это захватывающее исследование”, – говорит Шерил Макаревич, археолог из Университета Киля, которая не участвовала в этой работе. Результаты показывают, что ранние заводчики пытались выяснить стратегии управления, прежде чем они смогли приручить своих животных, добавляет она.