ДНК неандертальца в геноме человека может оказывать совсем небольшое влияние на внешность и настроение

ДНК неандертальца в геноме человека

Исландцы не получили свои веснушки и редкие рыжие волосы от предков неандертальцев.

Если вы думали что ваши веснушки, рыжие волосы или даже нарколепсия — все это от неандертальца в вашем семейном древе, вероятно вы ошибаетесь. Люди во всем мире несут в своих геномах следы неандертальцев. Но последнее исследование десятков тысяч исландцев, показало, что наследие неандертальцев практически никак не повлияло на большинство их физических качеств или риск заболевания.

Палеогенетики примерно 10 лет назад поняли, что большинство европейцев и азиатов унаследовали от неандертальцев от 1 до 2% своего генома. А меланезийцы и австралийские аборигены получают еще от 3% до 6% своей ДНК от денисовцев, неандертальцев, живших в Азии 50 000-2000 лет назад или около того.

Постоянный поток исследований показал, что варианты генов у этих архаичных людей могут увеличить риск депрессии, свертывания крови, диабета и других расстройств у живых людей. Архаичная ДНК может также изменить форму нашего черепа, укрепить нашу иммунную систему и повлиять на цвет наших глаз, цвет волос и чувствительность к Солнцу, согласно сканированию геномных данных и данных о здоровье в биобанках и медицинских базах данных.

Но новое исследование, которое искало архаичную ДНК у живых исландцев, ставит под сомнение многие из этих утверждений. Исследователи из Орхусского университета в Дании сканировали полные геномы 27 566 исландцев в базе данных deCODE Genetics в Исландии в поисках необычных архаичных вариантов генов. Исследователи получили большой каталог от 56 000 до 112 000 потенциально архаичных вариантов и выявили несколько сюрпризов.

Они обнаружили, например, что исландцы унаследовали 3,3% своей архаичной ДНК от денисовцев и 12,2% — от неизвестных источников (84,5% произошли от близких родственников референтных неандертальцев).

Затем исследователи вычислили ассоциацию ДНК неандертальца и установили, что «денисовец» имеет 271 признак. В отличие от большинства предыдущих исследований, группа исследовала целые геномы, что позволило им оценить, влияют ли гены современных людей также на черты характера. Они обнаружили, что большинство признаков лучше объясняются ассоциацией с современными вариантами генов. Исследователи сообщают о природе сегодня только по пяти признакам. У мужчин с одним архаичным вариантом несколько меньше шансов заболеть раком предстательной железы, в то время как у мужчин и женщин с двумя другими вариантами может быть снижен рост и более быстрая свертываемость крови, говорит биоинформатик Лауриц Сков, постдок из Института эволюционной антропологии Макса Планка, который вел исследования в Орхусе и декоде.

В отличие от предыдущих исследований, исследователи не обнаружили статистически значимой связи между архаичной ДНК и веснушками, цветом волос, цветом глаз или аутоиммунными заболеваниями, такими как болезнь Крона и волчанка. Они пришли к выводу, что ДНК неандертальцев оказывает лишь небольшое влияние на сложные признаки, такие как рост или депрессия, в которых взаимодействуют многие гены. (Команда не исследовала иммунную функцию или форму черепа, для чего есть веские доказательства влияния неандертальцев.)

Популяционный генетик Джошуа Экей из Принстонского университета говорит, что открытие ДНК Денисовца у исландцев » завораживает.» Он отмечает, что, скорее всего, это произошло не от денисовца, который пришел в Исландию, а от неандертальца или современного человека, который смешал его с денисовцами задолго до того, как современные исландцы достигли острова.

ДНК неандертальца в геноме человека

Но он добавляет, что относительно небольшое влияние неандертальской ДНК на большинство признаков не удивительно, учитывая, что наши геномы в основном представляют собой современную ДНК. Джанет Келсо, компьютерный биолог из Макса Планка, согласна с этим, но говорит, что архаичная ДНК может иметь иные последствия для исландцев, чем для других.

На данный момент, говорит генетик Кари Стефанссон, генеральный директор deCODE и ведущий автор исследования: мы просто должны учесть тот факт, что неандертальская ДНК не так важна, как утверждали предыдущие исследования. Но его команда запланировала дальнейшую работу по прояснению ситуации: они будут изучать, как экспрессируются гены неандертальцев и денисовцев, изучая уровни более 5000 белков у исландцев в базе данных deCODE.