Вероятность небольшая. НАСА пересчитало шансы столкновения с Землей астероида Бенну

ОСИРИС-Рекс

Художественное изображение ОСИРИС-Рекса во время его визита на астероид Бенну

Отметьте дату 24 сентября 2182 года. В этот день, согласно опубликованному сегодня исследованию, астероид Бенну шириной в полкилометра, который недавно посетил космический аппарат НАСА OSIRIS-REx, имеет наибольшие шансы столкнуться с Землей в ближайшие 300 лет. Исследователи подчеркивают, что риск столкновения остается очень низким – один из 2700, или 0,037%, и что, вооружившись огромным количеством данных за 2 года, которые OSIRIS-REx провел на орбите астероида.

“Я не думаю, что нам нужно что-то делать с Бенну”, – заявил сегодня на брифинге планетолог Линдли Джонсон из Координационного управления планетарной обороны НАСА. Но Бенну и другой астероид, известный как (29075) 1950 DA, остаются двумя самыми опасными астероидами для Земли, поэтому НАСА будет продолжать внимательно следить за ними.

В рамках своей миссии по возвращению образцов астероидов на Землю ОСИРИС-Рекс достиг Бенну в 2018 году и следовал за ним до октября 2020 года, изучая состав, структуру, массу и температуру астероида. Затем космический корабль спустился на поверхность, чтобы собрать 1 килограмм пыли и гальки, прежде чем отправиться домой. Считается, что Бенну является фрагментом более крупной планетезимали – строительного блока планет, – который сформировался за пределами Юпитера в первые дни существования Солнечной системы, поэтому он может содержать важные подсказки о том, как формируются планеты. Зонд должен сбросить свое сокровище на парашюте в пустыне Юта в сентябре 2023 года.

Бенну был выбран в качестве цели отчасти потому, что его орбита вокруг Солнца похожа на орбиту Земли, поэтому два тела иногда сближаются друг с другом, что облегчает космическому аппарату достижение астероида и возвращение домой. В качестве бонуса защитники планет НАСА также могут собрать множество данных о потенциальной угрозе, которую Бенну представляет для Земли. Хотя астероид составляет всего одну двадцатую размера того, что убило динозавров, прямое попадание все равно было бы разрушительным в континентальном масштабе.

Из более ранних наблюдений с помощью телескопов на Земле исследователи знают, что Бенну должен совершить свой следующий ближайший облет Земли внутри орбиты Луны в 2135 году. Но дальше его путь неясен. Это происходит потому, что гравитация Земли может толкать его при прохождении, изменяя траекторию астероида. Исследователи выявили 26 так называемых “гравитационных замочных скважин” вокруг Земли, областей пространства, где, если астероид пройдет через них, гравитация Земли может направить Бенну на курс столкновения с нашей планетой.

Чтобы лучше понять, как произойдет столкновение 2135 года, исследователи во главе с Дэвидом Фарноккией из Лаборатории реактивного движения НАСА проанализировали эти данные и новую информацию от OSIRIS-REx. С помощью OSIRIS-REx и его дальномеров, расположенных так близко к Бенну, исследователи смогли определить его орбиту с точностью до нескольких метров. Но чтобы рассчитать его будущую траекторию, они должны были принять во внимание сопротивление Бенну солнечному ветру и гравитационное воздействие 343 близлежащих астероидов и других тел. И они также должны были оценить влияние эффекта Ярковского, крошечной силы притяжения, возникающей, когда сторона астероида, обращенная к Солнцу, нагревается, а затем испускает тепловые фотоны в другом направлении после его вращения. Фарноккья говорит, что эта сила примерно такая же, как на тарелке весом в три виноградины.

С помощью этой корректировки Бенну, о котором команда сообщает на Icarus, исследователи смогли устранить почти все замочные скважины в качестве вероятных мест, через которые Бенну пройдет в 2135 году, но две из них все еще остаются возможными. Обладая этими знаниями, они смогли отметить сентябрь 2182 года в календаре как величайшую опасность для Земли со стороны Бенну. “В 2135 году мы будем знать наверняка”, – говорит Фарноккья, поскольку Бенну будет достаточно близко, чтобы отслеживать его с помощью наземного радара и видеть его уже точную траекторию.

Новые открытия НАСА определенно значительны, поскольку эффект Ярковского, часто является крупнейшим оставшимся источником неопределенности в прогнозировании орбиты и того, будет ли околоземный объект иметь какие-либо близкие контакты с Землей в будущем, – говорит астроном Тим Листер из обсерватории Лас-Камбрес. Это, в свою очередь, позволяет предсказывать будущий путь Бенну гораздо точнее, что значительно снижает неопределенность в отношении расстояния промаха при приближении к Земле в 2135 году.

Что делать, если Новости 2135 плохие? Джонсон говорит, что несколько кинетических ударов могут увести Бенну от столкновения. “Это возможно через 50 лет”, – говорит он. Этот набор данных от OSIRIS-REx будет чрезвычайно ценным для оценки отклонения. По его словам, Управление планетарной обороны НАСА также изучает другие варианты, такие как гравитационные тягачи и ионные лучи. Кто знает, какой будет технология через 100 лет. По крайней мере, это успокаивает.

Дэниел КлериДэниел Клери

Дэниел работает в журнале Science в Европе с 1993 года. Имея степень в области теоретической физики в Йоркском университете в Соединенном Королевстве и предыдущий опыт работы в журналах, включая Physics World и New Scientist , Дэниел пишет о физике, астрономии, космической науке, энергетике.