Хеликобактерная инфекция: возможные причины, симптомы, терапия

Проконсультируйтесь с врачом

Если человека регулярно беспокоит изжога, тошнота, отрыжка, боли в животе и быстрое насыщение после трапезы, то с большой долей вероятности может оказаться, что у него хеликобактерная инфекция, которая, в свою очередь, является виновником появления гастрита и язвенной болезни желудка.Симптомы хеликобактерной инфекции

Особенности хеликобактерии

Хеликобактер пилори имеет ряд особенностей. Во-первых, эта бактерия достаточно успешно выдерживает кислую среду в желудке. Большинство других вирусов и бактерий гибнет в желудке благодаря высокой кислотности, однако хеликобактерия имеет механизмы защиты. Только попав в желудок, она с помощью жгутиков перемещается к слизи, находящейся на стенках желудка. Вместе с тем бактерия увеличивает секрецию аммиака, который и нейтрализует вокруг нее кислую среду. То есть хеликобактер пилори прикрепляется к стенкам желудка и может оставаться в этом безопасном месте на протяжении десятилетий.Хеликобактерная инфекция

Во-вторых, бактерия способна провоцировать большинство заболеваний желудка и кишечника. Размножаясь, она разрушает клетки желудка. А выделение ею вредных веществ и токсинов приводит к хроническим воспалениям и гастриту. В желудке и двенадцатиперстной кишке появляются эрозии и язвы, значительно возрастает риск развития рака желудка.Хеликобактерная инфекция

В-третьих, хеликобактерная инфекция полностью излечивается специализированной терапией.

Причины возникновения инфекции

Хеликобактер пилори нежизнеспособна на воздухе, быстро погибает. Передаваться она может через слюну при контакте больного и здорового человека. Наиболее частым путем передачи бактерии является общее использование средств личной гигиены, посудных принадлежностей. Также передача возможна при поцелуе. Поэтому, если хеликобактерная инфекция имеется у одного члена семьи, в группу риска попадают все остальные.

Симптомы инфекции

Признаки хеликобактерной инфекции, как правило, неспецифичны. То есть на основании того или иного симптома нельзя твердо поставить диагноз. Также и отсутствие симптомов не говорит о том, что инфекции нет. Но у подавляющего большинства пациентов прослеживались следующие признаки: дискомфорт и повторяющиеся боли в желудке, которые, как правило, приходят на голодный желудок и исчезают после приема пищи. Это может быть свидетельством наличия на стенках желудка язв, которые образовались в процессе жизнедеятельности бактерии.Признаки хеликобактерной инфекции

Также у заболевших людей наблюдается изжога, усиливающаяся со временем, частая отрыжка, вздутие живота, тяжесть в желудке, тошнота, рвота, плохая переварваемость мясной пищи, быстрое насыщение или, наоборот, чувство голода, которое не проходит даже после обильной еды.

Диагностика хеликобактерной инфекции с использованием биопсийного материала

Если у человека имеется язвенная болезнь, хронический гастрит, или он обнаружил у себя симптомы хеликобактерной инфекции, то в обязательном порядке должны быть проведены специальные исследования. На основании забора и анализа биопсийного материала существует несколько исследований.

1. Быстрый уреазный тест. Небольшой кусочек слизистой опускается в среду с мочевиной и определенным индикатором. Если имеется хеликобактерная инфекция, то бактерия с помощью уреазы начинает расщеплять мочевину, следовательно, изменяется кислотность среды, что и показывает измененный цвет индикатора. Данная методика является простой, недорогой и очень показательной.Хеликобактерная инфекция

2. Микроскопия. Взятые кусочки слизистой рассматривают под микроскопом. Если бактерий много, то их можно увидеть через увеличительные линзы. Этот метод не самый информативный, так как не позволяет выявить инфекцию при малом количестве бактерий, а также определить их вид.

3. Посев биоматериала на питательную среду. Хеликобактерия растет в малокислородной среде, богатой азотом. Для создания таких условий требуется дорогостоящее оборудование и время. Продолжительность исследования составляет до 8 дней. Однако именно эта методика дает абсолютно верный результат и позволяет установить не только штамм бактерии, но и ее чувствительность к определенным группам антибиотиков.

4. Иммуногистохимия. Кусочки слизистой обрабатывают специальными антителами, специфичными к бактерии, что и позволяет ее увидеть. Также эффективный метод, определяет хеликобактерию даже при небольшом ее количестве.

Анализ крови на хеликобактерию

В анализе крови можно обнаружить антитела к бактерии. Появляются они через 1-2 месяца после заражения. Однако даже после положительного лечения антитела способны сохраняться в крови на срок до 1 года, поэтому для контроля эффективности лечения этот метод не используют.

Дыхательный тест на инфекцию

Перед проведением дыхательного уреазного теста пациенту запрещается курить, принимать спиртные напитки, антибиотики, препараты для желудка. Тест проводится натощак, при этом пациент дышит в специальную трубочку. Вначале идет забор образца выдыхаемого воздуха, после чего человеку предлагают выпить раствор карбамида с меченным углеродом. Спустя 15-20 минут снова берут на исследование выдыхаемый воздух. Суть теста в том, что хеликобактерия расщепляет карбамид, а уголь выделяется легкими во время дыхания, особая система фиксирует его концентрацию.Диагностика хеликобактерной инфекции

Метод достаточно прост и эффективен, но является дорогостоящим. В странах Европы его используют и для контроля терапии.

Анализ кала на хеликобактер пилори

Для проведения процедуры необходима только небольшая проба кала пациента, которую исследуют на наличие частей бактерии. Данный анализ успешно используется и для выявления самой хеликобактерной инфекции, и для проверки эффективности лечения.

Лечение

Лечение хеликобактерной инфекции предполагает комплексную терапию, которая направлена на уничтожение бактерии в желудке. Избавление от самой хеликобактер пилори является непременным условием для того, чтобы началось заживление язв и эрозий на слизистой желудка.

Лечение инфекции проводится антибиотиками и другими лекарственными средствами, регулирующими уровень кислотности в желудке.

Схема лечения представляет собой тройную схему эрадикации, то есть включает в себя три лекарства, которые нужно принимать совместно. Как правило, двумя из них являются антибиотики и третье - ингибитор протонной помпы. В настоящее время существуют и схемы лечения из 4 лекарств: два из них - по-прежнему антибиотики, одно снижает выработку желудочного сока и последнее - препарат висмута.

Курс лечения длится от 10 до 14 дней. О том, чем лечить хеликобактерную инфекцию и какую схему использовать, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.

Профилактика заболевания

Для того чтобы не заразиться хеликобактерной инфекцией, необходимо соблюдать элементарные правила гигиены. Это включает в себя мытье рук перед едой, использование личной посуды и средств гигиены. В случае обнаружения у одного из членов семьи хеликобактерии, все остальные должны также обязательно сдать анализы.

Итак, заболевания, которые может вызывать хеликобактерия, серьезны, начиная от гастрита и язвы и заканчивая раком желудка. Так как симптомы хеликобактерной инфекции не специфичны и могут быть вовремя не обнаружены, следует огромное внимание уделить профилактике заболевания, а также делать профилактические обследования по назначению врача.

Инфицирование Хеликобактер пилори: симптоматика, методы диагностики
Хеликобактер пилори, симптомы которой будут рассмотрены, является спиралевидной бактерией. Ею инфицировано более 30% населения нашей планеты. Ее считают наиболее распространенной инфекцией в мире.
Хеликобактер пилори: что это? Хеликобактер пилори: чем опасен, ...
Сегодня многим из нас известно, что небольшая бактерия со сложным названием Хеликобактер пилори может стать причиной такой патологии, как язва желудка. История открытия этого микроорганизма растянулась не на одно столетие. Хеликобактер пилори долго ...
Хеликобактер в крови – норма. Химический анализ крови на хеликобактер ...
Что такое хеликобактерии? Когда необходим анализ? Кто относится к группе риска? С чем можно спутать поражение бактерией? Хеликобактер у детей. Как проводится анализ на бактерию? Основные методы: иммуноферментный, анализ на иммуноглобулины, ...
Какие самые эффективные препараты от гастрита и язвы желудка
При наличии язвы желудка и гастрита мало лишь придерживаться диеты для полного выздоровления. В современной медицине применяются многочисленные препараты для терапии данных заболеваний, которые обеспечивают длительный лечебный эффект. При этом они ...
Эрадикация - что это? Отвечаем на вопрос. Специфические особенности
Издавна считалось, что желудочная среда стерильна относительно обитания в ней микрофлоры. В желудке с его внутренним содержанием - кислотой, просто не выжить ни единому организму. Обнаружение в ЖКТ Хеликобактер Пилори произвело революцию в представлении о природе желудочно-кишечных заболеваний: гастритов, дуоденитов, язв желудка и двенадцатиперстной кишки, желудочно-кишечной онкологии и их лечении.
Эрадикация - что это? Отвечаем на вопрос. Специфические особенности
Схема лечения язвенной болезни желудка. Причины заболевания, диагноз, основные правила и методы терапии, профилактика обострений
Под термином «язвенная болезнь желудка» понимается патология хронического характера, характеризующаяся формированием выраженного дефекта в органе пищеварения. Особенностью недуга является склонность к прогрессированию. По мере его развития в патологический процесс вовлекаются и другие органы (как пищеварительной, так и иных систем). Отсутствие или несоблюдение схемы лечения может привести к осложнениям, создающим угрозу для жизни пациента.
Постоянная изжога и отрыжка: возможные причины, терапия
Многие люди, страдающие заболеваниями желудка, отмечают у себя такие такие симптомы, как изжога и отрыжка. Избавление от них заключается в лечении основного недуга.
Постоянная изжога и отрыжка: возможные причины, терапия
Эффективные антибиотики для желудка: список, названия и свойства
В статье рассмотрим применяемые антибиотики при язве желудка, заболевании, для которого характерны частые рецидивы и склонность к прогрессированию. И такие проявления не ограничиваются лишь одной проблемой. Наряду с желудком в патологию вовлекаются двенадцатиперстная кишка и другие органы ЖКТ, возникает вероятность развития неблагоприятных осложнений, угрожающих здоровью.
Эффективные антибиотики для желудка: список, названия и свойства
Enterobacter cloacae: норма и патология
Одним из условно-патогенных видов бактерий является Enterobacter cloacae. Эти микроорганизмы редко вызывают самостоятельные заболевания, чаще всего они становятся причиной оппортунистических и внутрибольничных инфекций у ослабленных пациентов.
Enterobacter cloacae: норма и патология