Какие организмы состоят из одной клетки? Примеры, классификация

Все животные и растения, которых мы встречаем в повседневной жизни, являются многоклеточными организмами. Однако существует и микромир, где обитают невидимые для нашего глаза существа. Порой они состоят из одной клетки. Поэтому их возможно разглядеть только под микроскопом. Какие особенности можно выделить у одноклеточных организмов?

состоят из одной клетки

Строение клетки: схема типичной прокариотической и эукариотической клетки

Живые организмы в природе могут быть одноклеточными или многоклеточными, эукариотическими или прокариотическими. Каждая отдельная группа обладает своими особенностями в строении, физиологии, биохимии. Какие признаки имеет прокариотическая клетка? В первую очередь, это простота организации. У такого типа клеток отсутствует ядро, а генетическая информация заключена в ДНК. И в таком виде она «плавает» в цитоплазме. Также характерным признаком является то, что у таких клеток отсутствуют какие-либо органеллы. Их функции заменяют выпячивания цитоплазматической мембраны, которые называются мезосомами. Они в большинстве случаев и отвечают за дыхание или фотосинтез.

состоят из одной клетки

Особенности эукариот

Эукариотические клетки отличаются своей сложностью организации. Они имеют большое количество образований и структур, а многочисленные биохимические процессы требуют наличия множества специфических ферментов и образований. Из чего состоит живая клетка эукариот? В ее структуре выделяются следующие элементы:

• Ядро.
  • Органеллы и цитоплазма.
  • Мембрана и цитоскелет.

Ядро – это центральная структура любой эукариотической клетки, в которой хранится наследственная информация. Здесь содержатся хромосомы и ядрышки. Именно они отвечают за передачу и реализацию генетической информации. Среди органелл клетки выделяют:

1. Двумембранные структуры (митохондрии и пластиды).
  2. Одномембранные структуры (лизосомы, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, вакуоли, пероксисомы и др.).
  3. Немембранные структуры (рибосомы, цитоскелет).

Мембрана эукариот по строению напоминает таковую у прокариот. Однако она отличается более сложной организацией. Эукариотическая клетка состоит из частей, которые называются компартментами. Такая система организации значительно упрощает протекание всех биохимических процессов, т. к. клетка поделена на различные отсеки.

клетка состоит из частей

Протисты – одноклеточные эукариотические организмы

Среди всего многообразия эукариотических организмов, к которым относимся и мы, существуют и менее заметные для людского глаза существа. Они называются протистами. Они составляют в систематике отдельное царство. Все протисты состоят из одной клетки, поэтому из размер не превышает 250 мкм. Они делятся на несколько групп, среди которых выделяются саркодовые, жгутиконосцы, инфузории.

Тип Саркодовые

К ним относятся амебы, которые состоят из одной клетки. Эти существа обитают в почве, пресных или соленых водоемах. Их тело не имеет постоянной формы, что позволяет им образовывать так называемые ножки, которыми эти протисты захватывают свою пищу.

строение клетки схема

Тип Жгутиконосцы

Жгутиконосцы получили свое название из-за наличия жгутика на конце тела. Он дает возможность таким клеткам быстро передвигаться. Это делает жгутиконосцев отличными охотниками. Среди них выделяют большое количество паразитов высших многоклеточных организмов. Тело таких существ имеет постоянную форму из-за потной клеточной оболочки.из чего состоит клетка человека

Тип Инфузории

Инфузории состоят из одной клетки. Несмотря на это они считаются эволюционно наиболее развитыми среди простейших. Существовала даже теория формирования многоклеточных животных, по которой они произошли от инфузорий. Данные существа имеют плотную клеточную стенку. У них присутствуют в цитоплазме два ядра: генеративное, которое контролирует размножение, и вегетативное, отвечающее за процессы жизнедеятельности. Все тело инфузорий покрыто ресничками. Продукты метаболизма удаляются через специальное отверстие – порошицу.из чего состоит живая клетка

Клетки человека: разнообразие форм и особенности строения

Наш организм представляет собой многоклеточное образование, в котором клетки связаны друг с другом. Они передают информацию с помощью синтезируемых сигнальных веществ. Образуют ткани, органы и системы, которые отличаются друг от друга функционально и морфологически.

Из чего состоит клетка человека? Если рассматривать клетки любой ткани организма, то они имеют все признаки эукариот: ядро, органеллы, цитоскелет, сложность организации обмена веществ. Однако и среди них можно находить исключения, которые придают уникальность той или иной ткани.

Например, эритроциты крови не имеют ядра. Это дает им возможность связывать большее количество кислорода или углекислого газа. Яйцеклетка может достигать 0,12-0,15 см в диаметре, что является очень большим значением даже для эукариотической клетки. Нейроны человека также обладают своими особенностями. Они образуют многочисленные выросты, среди которых выделяют короткие дендриты и длинные аксоны.

Биология: клетки. Строение, назначение, функции
Биология клетки в общих чертах известна каждому из школьной программы. Предлагаем вам вспомнить изученное когда-то, а также открыть для себя что-то новое о ней. Название "клетка" было предложено еще в 1665 году англичанином Р. Гуком. ...
Чем отличаются споры грибов от спор бактерий?
Слово «спора» имеет греческое происхождение и переводится не иначе, как "посев" или "семя". В случаях, когда речь заходит о растениях, под этим понятием подразумевается размножение. Однако справедливо ли такое назначение спор по ...
Подцарство Многоклеточные — определение, признаки и характеристики
Клетка — это главная составляющая часть всех живых существ на Земле. Она является строительным кирпичиком жизни и была открыта в 1665 году ученым Робертом Гуком. Человеческий организм состоит из фантастического количества клеток - 100 триллионов. ...
Какие бывают бактерии: названия и виды
Самый древний живой организм на нашей планете. Его представители не только выжили в течение миллиардов лет, но и обладают достаточной силой, чтобы уничтожить все остальные виды на Земле. В данной статье мы рассмотрим, какие бывают бактерии. ...
Одноклеточные растения: примеры и характеристика
Статья предназначена для тех, кто интересуется биологией. Здесь приведены типичные примеры одноклеточных растений и описаны особенности их строения.
В каких средах обитают одноклеточные микроорганизмы?
Ученые считают, что первыми жителями Земли были именно эти организмы: археи и бактерии. Несмотря на всю свою древность происхождения, они были открыты совсем недавно, с изобретением оптического увеличения предметов при помощи микроскопа (А. Левенгук). Одноклеточный микроорганизм состоит, соответственно, из одной клетки, в отличие от многоклеточного. Такое простейшее строение имеют многие бактерии, некоторые грибы и водоросли.
В каких средах обитают одноклеточные микроорганизмы?
Биология. Систематическая группа простейших
Различные систематические группы простейших (фото некоторых организмов представлены в этой статье) объединяют одноклеточных животных, относящихся к группе эукариотов. От всех остальных эукариотов они отличаются тем, что обычно состоят всего лишь из одной клетки, хотя их может быть и несколько. Следовательно, клеточный уровень организации является у них высшим.
Биология. Систематическая группа простейших
Мицелий грибов - определение. Что представляют собой мицелии грибов?
Мицелий грибов – что это такое? Подобный вопрос чаще всего возникает у тех, кто хочет разводить на своем участке вешенки или шампиньоны. Ответ на него вы сможете найти, прочитав данную статью. Помимо всего прочего, в ней будут рассмотрены и способы выращивания этих двух разновидностей грибов.
Мицелий грибов - определение. Что представляют собой мицелии грибов?
Строение и основные функции клеток
Клетки, подобно кирпичикам дома, являются строительным материалом практически всех живых организмов. Из каких частей они состоят? Какую функцию в клетке выполняют различные структуры? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.
Строение и основные функции клеток