Автоматическая межпланетная станция Вояджер-1: где сейчас находится, основные исследования и выход за пределы гелиосферы

Мечту многих фантастов: вырваться за пределы Солнечной системы, первыми реализовали американцы. Уже больше сорока лет две межпланетные космические станции летят в безвоздушном пространстве, передавая на Землю уникальные научные данные. Где сейчас "Вояджер-1" находится в режиме реального времени, можно узнать на специальной странице Лаборатории реактивного движения НАСА.

Почему в 70-х

В далеком 1965 году, во многом благодаря соревнованию с Советским Союзом, у космического агентства США НАСА было достаточно денег, чтобы финансировать научные исследования. В то время считалось, что уровень развития техники не дает возможности производить аппараты, способные путешествовать за десятки миллиардов километров за пределы Солнечной системы. Для разработки теории таких полетов была приглашена группа молодых и талантливых математиков.

Двоим из них - Майклу Миновичу (Michael Minovich) и Гэри Флэндроу (Gary Flandro) было поручено задание по изучению возможной траектории полета космических аппаратов в Солнечной системе. Чтобы подготовиться к тому времени, когда ракетные технологии достигнут соответствующего уровня. Два молодых дарования рассчитали, что в период с 1976 по 1979 гг. существуют уникальные условия для запуска космического зонда по траектории, пролегающей рядом с четырьмя крупными планетами при минимальных затратах горючего. Один раз в 176 лет планеты располагаются таким образом, что можно использовать гравитацию одной из них для полета дальше к следующей. Предыдущее такое расположение было в 1801 году, а последующее в 2153 году.

Космические планы

Изображение "Вояджера-1"

Космическое агентство не могло упустить такой отличной возможности и быстро начала разрабатывать планы экспедиции под названием "Большая прогулка" по Солнечной системе. НАСА хотело послать как минимум четыре космических зонда к планетам и, помимо этого, исследовать далекий Плутон. В 1976-1977 гг. планировалось отправить два аппарата к Юпитеру, Сатурну и Плутону, а в 1979 году два других зонда должны были лететь к к Юпитеру, Урану и Нептуну.

Однако американскому Конгрессу при обсуждении бюджета проекта, который стоил больше миллиарда долларов, это сильно не понравилось. Для 70-х годов это были колоссальные затраты. В итоге, после обсуждения, были выделены деньги на запуск только двух космических зондов, которые должны были воспользоваться благоприятным расположением планет и, совершив гравитационный маневр, исследовать Юпитер и Сатурн, исключив из программы Уран, Нептун и Плутон. Однако НАСА совершило небольшой акт гражданского неповиновения и изначально запланировало отправить аппараты дальше, чтобы исследовать границы Солнечной системы, включая пояс Койпера.

Старт экспедиции

Фото НАСА

Более сорока лет назад были запущены две межпланетные станции НАСА "Вояджер" под первым и вторым номерами. Они совершенно одинаковые и отличается только названием и временем запуска. Станцию "Вояджер- 2 " отправили в космос 20 августа 1977 году, а его близнец под первым номером отправился чуть позже: 5 сентября.

Путаницы с номерами космических аппаратов никакой нет. Просто изначально специалистами НАСА планировалось, что "Вояджер- 1" полетит быстрее и будет первым при подлете к планетам. Что и случилось при пролете между поясом астероидов и орбитой Марса. Скорость "Вояджера-1" составляет около 17 км в секунду. Далее станции отправились по разным маршрутам.

Большая прогулка

"Вояджер-1" в космическом пространстве

Автоматическая межпланетная станция Voyage-1 точно выполнила озвученный официальный план исследованию только двух планет: Юпитера и Сатурна. Впервые была проведена разведка с близкого расстояния спутника Юпитера Ио и большого спутника Сатурна Титана.

Вслед за первым аппаратом летел более медленный "Вояджер -2", который, кроме этих планет, получил возможность стать первым зондом, долетевшим также до Урана и Нептуна. Аппарат первым в истории пролетел рядом с четырьмя газовыми планетами-гигантами, совершив, таким образом, запланированную "Большую прогулку".

Первые впечатления

Фото Юпитера

В марте 1979 года "Вояджер-1" долетел до Юпитера, ученые были потрясены уникальными фотографиями, присланными в центр управления полетом. Впервые люди смогли полюбоваться фантастическими видами пейзажей: облаками на планете и красным пятном, спутниками Юпитера - оранжевым Ио и белоснежным, полностью покрытым льдом Европой. Благодаря новым снимкам были открыты первые активные вулканы за пределами Земли на Ио и свидетельства существования океана подо льдом на Европе.

Тогда же возникло понятие «Instant Science» (моментальная наука), когда журналисты в исследовательском центре сразу просили дать разъяснения к фотографиям, которые были получены всего несколько часов назад и ученые еще не успели их тщательно проанализировать. Для многих экспертов это стало дополнительным испытанием, когда после спокойной работы они очутились перед десятками журналистов, требующих немедленного ответа. Некоторых из них больше всего интересовал вопрос, где сейчас "Вояджер-1".

К другим планетам

В ноябре 1980 года межпланетная станция подлетела к Сатурну, ученые получили серии отличных снимков колец планеты. Однако самые большие ожидания были связаны с далеким Титаном. Сквозь плотные, совершенно непроницаемые оранжевые облака оказалось невозможным что-нибудь увидеть. Тем не менее, были проведены измерения поверхностного давления, которое оказалось в 1.6 больше земного, изучен состав атмосферы, которая состояла в основном из углекислого газа с небольшой примесью метана.

Также оказалось, что в оранжевой дымке вокруг планеты синтезируется большое количество органических молекул под воздействием солнечного света на метан. Однако, возникновению жизни мешает низкая температура, которая составляет около минус 180 градусов.

Далее "Вояджер-1" пролетел через пояс Койпера - скопление ледяных тел, которое начинается за Нептуном и тянется далее на расстоянии 30 астрономических единиц.

Послание инопланетянам

Несмотря на опасения параноиков, боящихся агрессивных инопланетян, на каждом космическом аппарате разместили 30 сантиметровые позолоченные пластины с информацией о Земле. Координаты нашей планеты указаны, относительно ближайших пульсаров. Шансы найти инопланетян очень малы, ведь от точки, где сейчас "Вояджер-1" находится, до ближайшей звезды в созвездии Жирафа ему лететь еще 40 тысяч лет.

Кроме того, на пластинах записаны звуки природы (вулканы, землетрясения, дождь, птицы, человеческие шаги и многое другое) и приветствия на 55 языках. Размещены фотографии и музыкальные произведения от классических до народных, которые можно проигрывать с помощью приложенной специальной иглы.

Где сейчас "Вояджер-1"

Где нахордятся зонды

В августе 2012 года космический аппарат подлетел к границам гелиосферы, где преобладание солнечного ветра меняется на галактические космические лучи. Став первым рукотворным объектов, вышедшим в межзвездное пространство, он, однако, к границам солнечной системы подлетит только через 300 лет. Внешним пределом всеми астрономами считается облако Оорта, куда долетают кометы с длинной орбитой и где влияние гравитации Солнца все еще больше воздействия других звезд.

Где сейчас находится "Вояджер-1", можно посмотреть в отдельном приложении НАСА. Которое показывает, что космический зонд успел отлететь на 21 миллиард километров от Земли или на 138 астрономических единицы. Свет пролетает это расстояние за 19 часов.

По плану, оба аппарата должны были проработать 5 лет, многие считают, что это просто техническое чудо, что они продолжают действовать. По оценке специалистов, в 2020-х годах они перестанут отвечать, поскольку полностью разрядятся радиоизотопные источники энергии. Конечно, дальше улетит "Вояджер-1", на каком он расстоянии тогда будет, пока неизвестно. Далее зонды будут практически вечно скитаться по нашей Галактике, оборачиваясь вокруг ее центра за 225 млн. лет.

Космический зонд Вояджер, или Путешествие в межзвёздное пространство
Космический зонд "Вояджер-2" стартовал 20 августа 1977 года. Спустя три недели был запущен его брат-близнец с номером 1. И именно ему посчастливилось стать первым в мире космическим аппаратом, который смог преодолеть границы Солнечной ...
Узнаем можно ли установить контакт с инопланетянами? Прилетали ли ...
Еще в 1960-х годах состоялась первая попытка выйти на контакт с инопланетянами, используя высокие технологии. Тогда астроном по имени Фрэнк Дрейк в надежде уловить сигнал от пришельцев направил на две солнцеподобные звезды свой радиотелескоп.
Радиационный пояс Ван Аллена
Радиационный пояс Земли (РПЗ), или пояс Ван Аллена - это область ближайшего космического пространства около нашей планеты, имеющая вид кольца, в которой находятся гигантские потоки электронов и протонов. Земля удерживает их с помощью дипольного ...
Загадочная Амальтея - спутник Юпитера
Амальтея - это один из спутников Юпитера. И если вы хотите найти его на небе, то сначала необходимо найти непосредственно Юпитер. Из-за больших размеров мы имеем возможность наблюдать за ним даже невооружённым глазом. Он является самым ярким ...
Нептун - планета 8 по счету от Солнца. Интересные факты
Нептун – планета, восьмая по счету от Солнца. В некоторых местах его орбита пересекается с орбитой Плутона. Какая планета Нептун? Ее относят к разряду гигантов. Астрологический знак – J.
Космические корабли будущего: проекты, проблемы, перспективы
С дня первого полета в космос Юрия Гагарина прошло больше 50 лет. Человек научился работать и жить на малых и больших орбитальных станциях, высаживаться на Луну. Однако, если он хочет более основательно изучать Солнечную систему и решиться на межзвездные экспедиции, космические корабли будущего должны быть намного совершеннее нынешних «такси», курсирующих между Землей и орбитой. На пути к созданию космолетов предстоит преодолеть немало серьезных и сложных проблем.
Космические корабли будущего: проекты, проблемы, перспективы
«Крайслер Гранд Вояджер» 5 поколения - что нового?
Американский автомобиль «Крайслер Гранд Вояджер» можно назвать легендарным. Почти за 30 лет своего существования эта модель ни разу не была снята с производства. Она уверенно заняла нишу надежных и комфортных минивэнов. На данный момент этот автомобиль разошелся по миру в количестве 11 миллионов экземпляров. Но останавливаться на достигнутом американская компания не собирается. Недавно на свет появилось новое, пятое по счету поколение легендарных минивэнов «Крайслер Гранд Вояджер».
«Крайслер Гранд Вояджер» 5 поколения - что нового?
Борт номер 1 Путина: модель, фото. Сопровождение президентского самолета
Борт номер 1 Путина должен был стать образцом идеального сочетания высокой функциональности, удобства, комфорта и отличного дизайна, граничащего с роскошью, достойной главы великой страны, но не переходящего границ хорошего вкуса.
Борт номер 1 Путина: модель, фото. Сопровождение президентского самолета
Панцер Генерал: краткое описание игры, прохождение, советы, отзывы
Strategic Simulations Inc - это компания, создавшая жанр пошаговых стратегий. Самым удачным их проектом оказался "Панцер Генерал". Его первая часть была создана в 1994 году. Она полюбилась фанатам со всего мира, благодаря чему у игры появилось 120 модификаций и обновлений. Также программисты устранили практически все баги этого приложения.
Панцер Генерал: краткое описание игры, прохождение, советы, отзывы
Гроза - природное явление: классификация, активность грозы
Гроза — что это? Откуда берутся рассекающие все небо молнии и грозные раскаты грома? Гроза — это природное явление. Молнии, называемые электрическими разрядами, могут образовываться внутри туч (кучево-дождевых), либо между земной поверхностью и облаками. Они, как правило, сопровождаются громом. Молнии связаны с ливневыми дождями, шквальным ветром, а нередко и с градом.
Гроза - природное явление: классификация, активность грозы