Редкие дожди в Атакаме смертельны для самых маленьких ее обитателей

Летом 2017 года после сильных дождей в самой старой и сухой пустыне на Земле –Атакаме – появились необычные лагуны. В регионе, где обычно выпадает около одного сантиметра осадков в год, такие временные оазисы должны были стать благом для пустынной жизни, но, увы, этого не произошло. Адаптированные к засушливым условиям обитатели пустыни, которые на протяжении миллионов лет развивались в почве, быстро погибли.

Гибель микробной жизни

Около 87 процентов бактерий в лагунах погибли от слишком большого количества воды, согласно новому исследованию, результаты которого были опубликованы 12 ноября в журнале «Научные отчеты». Выжить удалось только двум видам из 16, которые были идентифицированы в засушливых образцах. Одним из оставшихся в живых видов оказалась недавно обнаруженная выносливая бактерия, адаптированная к жизни в соли, под названием Halomonas.

Halomonas живет практически повсюду на Земле. Если вы решите сделать анализ почвы во дворе своего дома, то наверняка найдете там этот вид бактерий. Эти микроорганизмы хорошо приспособлены к соленой почве, что объясняет их быстрое восстановление и адаптацию к новым солончакам после дождей.

Атакама, расположенная между Андами и прибрежной горной грядой в Чили, оставалась засушливой последние 150 миллионов лет. За это время несколько видов бактерий смогли адаптироваться к соленой, богатой азотом среде. Эти бактерии способны быстро впитывать малейшее количество влаги. Когда из-за проливных дождей в Атакаме появились затопленные лагуны, бактерии начали инстинктивно всасывать воду через свои мембраны, но их тела не смогли справиться с таким большим ее количеством. В результате они лопнули из-за так называемого осмотического шока.

Атакама - аналог Марса?

Понимание учеными этого процесса имеет важное значение для поисков инопланетной жизни. Давным-давно в Атакаме существовали более или менее однородные отложения нитратов (оксигенированная форма азота, необходимая растениям для роста). Затем, 13 миллионов лет назад, из-за спорадических дождей нитраты сконцентрировались в долинах и на дне озер. На Марсе также есть подобные депозиты, и ученые полагают, что они были сформированы в подобных условиях во время кратковременных дождей.

Учитывая геологическое сходство между Атакамой и Марсом, для ученых она стала своего рода заменителем Красной планеты. За последние 15 лет в качестве аналога Марса она была использована в более чем 300 исследованиях.

Во всем виновато изменение климата?

Инцидент с избытком воды, который произошел в Атакаме в 2017 году, был не первым. В 2015 году также были зарегистрированы аномальные дожди, которые увеличили годовое количество осадков в 10 раз. Эту тенденцию приписывают изменению климата, которое влияет на погодные условия на всей планете. Если это продолжится, микроэкосистемы Атакамы могут быть полностью изменены. Ученые предполагают, что в скором времени мы увидим полную замену нынешних экосистем, поскольку микробы, живущие сейчас в Атакаме, не смогут справиться с большим количеством осадков. Их организмы не приспособлены к жизни во влажных условиях.