Стоит ли есть то, что упало?

Действительно ли быстро поднятое не считается упавшим? Есть известный миф, согласно которому если кусок еды пролежал на полу всего несколько секунд, у грязи и микробов просто не будет достаточно времени, чтобы попасть на него. Этой сфере посвящено множество лабораторных исследований: ученые выясняют, как быстро загрязняется поверхность еды. И хотя «правило пяти секунд», возможно, не самое важное научное правило, но для нас оно является весьма насущным.

Итак, являются ли пять секунд на полу тем критическим «порогом», который отделяет вполне съедобный кусочек пищи от серьезного отравления? На самом деле все не так однозначно. Это зависит от того, сколько бактерий попадет на пищу, а также насколько грязен пол.

Откуда взялось правило пяти секунд?

Множество людей считают, что еда вполне нормальна и ее можно есть после того, как ее уронили на пол. И эта идея отнюдь не нова. По некоторым сведениям, этому мифу способствовала Джулия Чайлд, шеф-повар и телеведущая. Зрители ее кулинарного шоу утверждают, что своими глазами видели, как Джулия уронила кусок мяса на пол и тут же подобрала его со словами, что если вы на кухне одни, ваши гости никогда об этом не узнают.

На самом деле все было несколько иначе. Вместо мяса был картофельный блинчик, и он упал на плиту, а вовсе не на пол. Джулия Чайлд положила его обратно на сковороду и сказала: «Но вы всегда можете поднять его, и если вы на кухне одни, кто, в конце концов, это увидит?» Но тем не менее несколько усовершенствованная история уже пошла в массы.

здоровье

Истоки часто цитируемого пятисекундного правила выявить сложнее. Однако в одном исследовании, проведенном в 2003 году, сообщалось, что 70 % женщин и 56 % мужчин знакомы с ним, и что женщины гораздо чаще, чем мужчины, едят упавшую пищу.

Но что об этом говорит наука?

Пяти секунд вполне достаточно

Самые ранние исследования ученых о «правиле пяти секунд» отсылают нас к экспериментам Джиллиан Кларк, студентке, принимающей участие в исследовательском проекте Университета штата Иллинойс. Кларк и ее коллеги поселили бактерии на напольные плитки, а затем поместили туда пищу на разное время.

В результате бактерии действительно «прилипли» к печенью и липким мармеладным мишкам за пять секунд, но о конкретном их количестве не сообщалось.

Так сколько же бактерий окажется на вашей еде через пять секунд?

В 2007 году лаборатория в Университете Клемсона опубликовала исследование в "Журнале прикладной микробиологии". Ученые хотели выяснить, влияет ли время, в течение которого пища контактирует с загрязненной поверхностью, на скорость движения бактерий.

бактерии

Для этого исследователи заразили отдельные участки напольного покрытия – плитки, ковра и дерева – бактериями сальмонеллы. Затем они поместили еду на поверхность на 5, 30 и 60 секунд, после чего измерили количество бактерий, оказавшихся на ней. Тот же эксперимент ученые повторили через 2, 4, 8 и 24 часа.

Они обнаружили, что количество бактерий, передаваемых на любой тип пищи, не так уж сильно зависит от того, как долго пища контактировала с загрязненной поверхностью – будь то несколько секунд или целая минута. Гораздо важнее общее количество бактерий на поверхности, другими словами – то, насколько грязен пол.

Тип напольного покрытия тоже важен

Также ученые заявили, что тип поверхности тоже имеет огромное значение. Например, ковровое покрытие гораздо безопаснее, чем ламинат, паркет или напольная плитка. С ковра, зараженного сальмонеллой, пище передалось менее 1 % бактерий. Но когда продукт находился в контакте с плиткой или деревом, этот процент достигал 48-70 % бактерий.

еда

В прошлом году исследование Астонского университета в Великобритании использовало почти идентичные параметры и получило аналогичные результаты. Они также подтвердили, что 87 % опрошенных людей когда-либо ели упавшую на пол еду или съели бы ее в будущем без малейших колебаний.

Что же происходит, когда вы едите упавшую пищу?

С точки зрения безопасности пищевых продуктов, если на полу находятся миллионы бактерий, 0,1 % все еще более чем достаточно, чтобы они попали в организм и вызвали негативные последствия для здоровья. Кроме того, некоторые типы бактерий чрезвычайно вирулентны, то есть болезнетворны. Это значит, что для заражения достаточно минимального их количества.

Например, 10 или менее клеток крайне опасного штамма E. coli (иначе известного как кишечная палочка) могут вызвать тяжелые заболевания, вплоть до летального исхода, у людей с нарушенной иммунной системой. С другой стороны, вероятность того, что эти бактерии окажутся на вашем кухонном полу, все же очень низкая.

Заразиться можно и другим путем

Но падение еды на пол – далеко не единственный путь, ведущий к бактериальному загрязнению. Бактерии переносятся различными средами, куда входит сырая пища, влажные поверхности, на которых остались вредные микроорганизмы, ваши руки или кожа, а также частички, выделяемые при кашле или чихании.

еда

На руках, продуктах и ​​посуде могут содержаться отдельные бактериальные клетки или целые колонии, защищенные от внешних воздействий специальной пленкой. Эти микроскопические слои отложений, содержащих бактерии, встречаются на большинстве поверхностей и предметов. Такая защита продлевает жизнедеятельность бактерий и усложняет нам их удаление с поверхности. Ведь бактерии в таком «коконе» также обладают повышенной устойчивостью к дезинфицирующим средствам и антибиотикам, по сравнению с бактериями, живущими отдельно и вне какой-либо защиты.

Так что в следующий раз, когда вы поспорите с друзьями, что съедите упавший кусочек с пола и ничего с вами не будет, шансы, скорее всего, окажутся в вашу пользу. Но иногда может случиться так, что там окажется вредный микроорганизм, который приведет к крайне негативному воздействию на здоровье. Словом, все зависит от того, куда упала пища, а не как долго она там пролежала. Исследования ученых (а также здравый смысл) подсказывают: лучше всего держать руки, посуду и другие поверхности на вашей кухне чистыми.